История создания Мёртвых душ Гоголя (поэма)

Николай Васильевич Гоголь начал писать Мертвые души в 1835 году. Писал, находясь в сильнейшем душевном смятении и переживая драму в личной жизни. Полотно об российской действительности он, задумал еще в начале 30-х годов 19 века, наблюдая за жизнью провинции и деятельности чиновничества. Глубоко переживая бытовой ад российской провинции, с ее коррупцией,  невежественным населением и духовным застоем, писатель и задумал опус.

Работа проходила в постоянных разъездах писателя - Швейцария, Петербург, Германия, Италия. Постепенно, Гоголь сформулировал свою творческую задачу в опусе- написать произведение состоящее из трех частей, наподобие Божественной комедии Данте. Первые два тома должны были погрузить читателя во мрак российской провинции эпохи Николая 2, а главный герой Чичиков- символом всего наиболее отвратительного в России. Третий же том должен был поведать об духовном возрождении России.

Первый том опубликовали в 1842 году. Книга, моментально взбудоражила благородные сословия.  Реакция коллег оказалась полярной- от восторженных откликов до резкого неприятия.  Цензоры, старались вымарать из поэмы наиболее острые моменты повествования. Несмотря на всю противоречивость, все как один отдавали должное автору.

Работа над вторым томом началась сразу после публикации первой части. К 1845 году Гоголь, закончил несколько черновых вариантов второй книги, однако в порыве сильнейших сомнений и духовного кризиса Николай Васильевич сжег все рукописи.

Потомки могут только строить догадки, каким бы вышел цельный опус. Удалось бы Гоголю реализовать весь творческий замах, неизвестно. Сегодня возможна лишь констатация факта- Мертвые души по праву входят в сокровищницу мировой литературы. И пускай что неоконченное, но наше родное и удивительно правдивое полотно, погружающий нас в тьму человеческой души.

9 класс кратко

История создания поэмы Гоголя Мёртвые души

Гоголь принадлежал к тому типу творческих личностей, у кого время от времени возникают проблемы с замыслами новых произведений. Он не стеснялся в письмах обращаться к коллегам по писательскому «цеху»: мол, поделитесь темой или замыслом, а уж за мной дело не постоит.

В двух случаях – с комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души» - помог сам Пушкин, уже находившийся в расцвете таланта и в зените славы. Причем наброски ненаписанных самим Пушкиным произведений, действительно, были потом найдены в его бумагах.

Получая творческий толчок извне, Гоголь работал чрезвычайно быстро. Он и не думал скрывать, что замыслом «Мертвых душ» обязан Пушкину. Сохранилось даже свидетельство Гоголя о том, что Пушкин успел послушать первые главы поэмы в авторском чтении, после чего сразу заметно погрустнел и сказал о том, что Россия грустна.

Но если «Ревизор» был написан за считанные месяцы, то работа над «Мертвыми душами» растянулась на годы. И причина была та, что первоначальный замысел невероятно разросся.

Первый том «Мертвых душ» был опубликован в 1842-м году. Конечно, возникли проблемы с цензурой и с названием. Была выброшена «Повесть о капитане Копейкине». И все же произведение увидело свет при жизни автора. Первый том вполне можно воспринимать как законченное произведение.

Сам же замысел заключался в том, чтобы, подражая великому Данте Алигьери, создать трилогию, состоящую из частей про ад, чистилище и рай.

Для первой части нужны были именно персонажи отрицательные, «небокоптители», у которых примитивные вкусы и интересы, у которых нет цели в жизни, они просто пассивно плывут по ее течению. «Один пошлее другого» - как выразился сам Гоголь.

Что же касается второго тома, то Гоголь несколько раз сжигал уже написанное. Сделал он это и перед тем, как отказаться от пищи и впасть в глубочайшую апатию, из которой его уже не смогли вывести никакие врачи и никакими мерами. От второго тома сохранились только отдельные главы в черновом варианте. По ним трудно судить, что собой представляло бы законченное целое.

Одно очевидно – планировалось появление положительных персонажей: помещика, священника и др. Вот только российская действительность не давала поводов для подобного оптимизма. И, наверно, Гоголь сам чувствовал в своих логических построениях глубокую ложь, потому и раз за разом бросал рукопись в огонь. Третий том, который не был написан, должен был содержать раскаяние Чичикова в совершенных преступлениях. Причем прощение этот «приобретатель и подлец» должен был получить из рук самого царя. Что на это скажешь? Чистой воды утопия.

Еще одна особенность таланта Гоголя заключалась в том, что писать о России сильно и проникновенно он мог только находясь за ее пределами. Конкретно – в столице Италии Риме. Именно там были написаны «Мертвые души», а также ряд других «петербургских» повестей.

Писательский труд Гоголь всегда воспринимал как высокое гражданское призвание. У него не было никакой личной жизни – все ушло в литературу.

9 класс кратко

История создания Мёртвых душ Гоголя

История создания Мёртвых душ Гоголя
Сейчас читают: