Идея романа Обломов сочинение

Роман И. Гончарова «Обломов» увидел свет в середине 19 века – время, когда не только крепостное право, но и все общество переживало острый кризис. Это была эпоха перемен, необходимость которых признавали все прогрессивные умы. Но была и другая часть населения: провинциальные помещики, вялые и оторванные от проблем современности, застрявшие в своем обособленном мире. Именно таким мы видим Илью Ильича Обломова, главного героя романа.

Обломовка, где растет Илюша – эдакая утопия наяву. Ее жители сыты, спокойны и счастливы, время там тянется медленно, как кисель, и ничто никого по-настоящему не тревожит. Дни проходят в бездействии и полусне, там нет места развитию и труду, потому что никто не видит в них смысла. Этот всеобъемлющий покой, подобно бескрайнему океану, способен погасить любую искру, вспыхнувшую на дне. И он гасит живость и здоровое любопытство Обломова, делая его частью этого сна наяву.

Однако герой Гончарова вырастает и попадает в совсем другой мир: движущийся, стремящийся вперед, полный бодрых и деятельных людей. Обломов неглуп и не черств: «голубиная душа» его жаждет чего-то искреннего и настоящего, чего-то осмысленного, но все, чем живет современное герою общество, кажется ему пустым. Он медленно увязает в призрачных мечтах, дремотных грезах и лени. Часть его, быть может, и желает измениться, но ни книги, ни дружба, ни даже любовь не способны расшевелить его.

Идея романа заключается в изображении обстоятельств, порождающих в любопытной и развивающейся личности лень, апатию и безразличие. «Обломовщина» - явление застывания, угасания жизненных сил в человеке. Мы видим, как пассивная, полуживая среда поглощает все активное, что есть в ребенке, и семенами прорастает через всю его судьбу. Обломов – человек без будущего, существующий на отшибе общества, ушедшего далеко вперед. Он и не пытается поспевать за ним – его мечты не здесь, а в сонной Обломовке, где нет места беспокойным исканиям.

Вариант №2

Русский писатель Иван Александрович Гончаров в социально-психологическом романе «Обломов» показывает российское общество XIX века. «Обломовщина» – это период деградации не только отдельных личностей, но и целого слоя населения. Иван Гончаров, используя образ Ильи Ильича Обломова, показывает слабого человека, который погряз в обыденности, ленив и не хочет ничего нового.

Автор романа жил в эпоху перемен. Это было время, когда общество отходило от старых идеалов и ориентировалось на европейские стандарты. Население разделилось на прогрессивных дворян и провинциальное мещанство. Первые развивали общество и жили в ногу со временем. А мещанство выступало против изменений и поддерживало старые традиции, которые были нормой для их дедов и прадедов.

Активный и любознательный Илья с самого детства поддавался влиянию устарелых традиций. Его постоянно окружали пассивные и безынициативные люди. Окружающий мир влияет на личность человека, Илья также поддался этому влиянию. Повзрослев Обломов не смог найти своё место в обществе. Он превратился в такого же пассивного и равнодушного человека, как и большая часть его окружения. Обломовка – это своеобразная утопия. Жители ленивы, они сыты и  этого достаточно для счастья. Даже новый мир, в который окунается Илья Ильич, не приносит большего счастья, он чувствует пустоту.

Автор в роман вводит и другого героя, человека, который имеет цель, желания и внутренний стержень. Это Штольц. Он является полной противоположностью Ильи Ильича Обломова. Единственное чего ему не хватает – это духовного тепла, которое есть у его противоположности. Яркая проблема гармонизации стоит перед читателем. Главный герой должен соединить воедино два начала. И перед нами возникает вопрос: идеальный ли мир, который является полной противоположностью Обломовки?

Главная идея романа «Обломов» – показать не только неидеальность мира, но и проблемы, которые стоят перед людьми разных слоёв общества.

Сочинение Идея романа Обломов

Роман «Обломов» - одно из лучших произведений талантливого писателя И.А.Гончарова. В нем автор повествует о жизни Ильи Ильича, который живет лишь мечтами и иллюзиями. Сам писатель прозвал такое явление «обломовщиной», когда люди ничего не делают, ни к чему не стремятся и лишь «летают в облаках». Тем не менее, главный герой далеко не отрицательный, ведь Гончаров отмечает в нем и положительные черты характера.

Обломову чуть больше тридцати лет, но за свою жизнь он так ничего и не сделал, не построил. Автор знакомит нас с его детством, которое прошло в родном имении – Обломовке. В ней все достаточно необычно, не так, как полагается для обычной жизни людей: труд здесь считается наказанием, местные жители любят полениться, вести праздную жизнь и много спать. В детстве Илья Ильич был очень активным и любопытным, как принято для всех детей. Но родители слишком много заботились о нем, оберегали от всех жизненных невзгод, не пускали гулять далеко от дома, а затем и вовсе решились на домашнее обучение. Все это наложило сильный отпечаток на характер Обломова. Уже повзрослев, он отправился на службу, но работа ему не нравилась. А однажды он отправил важные бумаги в чужой город и побоялся наказания со стороны начальства. Из-за этого он преждевременно уволился, пока никто не узнал о его ошибке, и уже больше никогда не возвращался на службу. Тогда Обломов окончательно «пустил корни» в свой дом, в котором также проживал его слуга Захар. Он одевал Илью не только с детства, но и на протяжении всей его жизни. Без слуги Обломов не мог надеть ни чулки, ни ботинки. Он ужасно ленив, бездеятелен, но очень романтичен. У Ильи Ильича есть поэтический взгляд на мир, чего нет у его лучшего друга Андрея. Штольц полностью противопоставлен Обломову: он много работает, да и в целом вся его жизнь заключается в труде. Он знакомит своего друга с Ольгой Ильинской. Обломов влюбляется в нее, но даже цветущая, полная жизни девушка не может «расшевелить» Илью, вернуть его к настоящей, насыщенной и яркой жизни.  

Таким образом, Гончаров осуждает образ жизни, который ведет Обломов. Автор подтверждает, что с характером Ильи невозможно добиться чего-либо в жизни, а можно провести ее лишь в мечтах и иллюзиях. Но писатель не испытывает симпатию и к Штольцу, который воспринимает мир только с материальной, практической точки зрения. Главная идея романа заключается в том, что неприемлемы ни тот, ни другой образы жизни. Гончаров верит, что будущее за теми людьми, кто придерживается «золотой середины»: трудится не ради копейки, а на благо окружающим.

Идея романа Обломов

Идея романа Обломов
Сейчас читают:
  • Сочинение Как стать успешным человеком

    Еще с самого раннего детства, нам задают очень важный вопрос, который требует от нас ответа, так как речь идет о том, кем мы хотим стать и где мы желаем работать, так как профессия для человека одна из составляющих его успешной и счастливой жизни.

  • Сочинение на тему Левша Народный герой 6 класс

    Обсудим и раскроем образ Левши - как герой русского народа из рассказа Лескова « ЛЕВША ». Произведения Лескова отличаются от других писателей завидной оригинальностью, персонажи его рассказов индивидуальны редко встречаются в жизни,

  • Сочинение-рассуждение Что такое любовь? 9 класс 15.3 ОГЭ

    В юности сложно рассуждать на тему любви, пока сам не ощутил ее. По-моему, это чувство, которое нужно пережить, испытать и пройти через него. Любовь бывает взаимной и без взаимности.

  • В чем Мцыри видит счастье сочинение

    В романтической поэме «Мцыри» великий писатель М. Ю. Лермонтов в образе главного персонажа воплотил настоящие качества реальных людей 30-х годов 19 века. Мцыри – это герой-боец с душой бунтаря и могучим темпераментом, который не боится сразиться

  • История создания романа Мастер и Маргарита сочинение

    Данный роман имеет мировую известность. По его сюжету поставлено множество спектаклей и снято кинокартин. Произведение является культовым и вызывает многочисленные споры и обсуждения и по сегодняшний день. История его создания

  • Сочинение Большая маленькая радость 6 класс

    В наше время к большему сожалению, много людей попросту перестали замечать радости, которые окружают нас ежедневно. Независимо от того маленькая — это радость или наоборот большая необходимо научиться принимать и замечать их