Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль Фонвизин сочинение

Софья – одна из главных героинь комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», единственный положительный женский персонаж.

Имя героини выбрано автором не случайно. С греческого «Софья» переводится как «мудрость» и именно эту черту характера, высшую ценность эпохи Просвещения, Фонвизин приписывает ей. Это умная, скромная девушка, которая почитает старших.

Софья – сирота, проживающая в имении Простаковых, с ней грубо обходятся, но это происходит до тех пор, пока не приходит новость о полученном ей наследстве. Это кардинально меняет отношение к ней жителей дома. Госпожа Простакова, желающая выдать как можно выгоднее женить своего сына, решает сосватать их вместе, чем значительно портит отношения со своим братом – Тарасом Скотининым.

Таким образом, на руку девушки претендует сразу три мужчины: Митрофан, Скотинин, Милон, и только последний искренне любит Софью, и хочет жениться на ней, а не на ее наследстве. Эта линейка и составляет основную канву, конфликт в пьесе. Ситуацию помогает разрешить дядюшка героини, которого все уже давно считали умершим. Стародум внезапно приезжает в поместье, вводя в ступор Госпожу Простакову, которая не знает, как разрешить ситуацию в свою пользу.

Несмотря на то, что Стародум практически не учувствовал в воспитании Софьи, этих двух персонажей объединяет множество общих черт, идей и мнений. Они оба честны, благородны, ценят в людях в первую очередь их внутренний мир, воспитанность и образованность, а чины и положение в обществе.

Дядюшка Софьи отмечает в ней ее тягу к знаниям, в книгах она старается найти нравственные ориентиры, которые могли бы помочь ей в жизни.

Таким образом, Софья как персонаж выполняет важную функцию – помогает раскрыть характер госпожи Простаковой, ее отрицательные черты (грубость, жажду наживы, жадность, тиранию по отношению ко всем, кроме своего сына), а также отобразить нравственные идеалы, которые ценил автор: ум, честность, благородство.

Характеристика Софьи в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович создал бессмертную пьесу «Недоросль». Стоит отметить, что создавал он ее во времена, когда Россией управляла Екатерина Великая. Эта императрица считала важными, даже на уровне государства, вопросы воспитания и образования молодого поколения. По этой причине Денис Иванович в созданном тексте актуализирует вышеназванные вопросы.

Если читатель обратится к анализу образов пьесы, то ему будет несложно убедиться в собирательности каждого отдельного литературного персонажа.

Обратимся к женскому образу Софьи.

Итак, Софья – это умная с кротким нравом девушка. Она воспитана в лучших русских традициях: уважает родителей своих, с почтением и уважением к возрасту относится к старшим. Она адекватно воспринимает советы и критику в свой адрес.

Софья – сирота. Воспитанием ее занимается дядя, Стародум. Этот человек служит в Сибири, поэтому он определяет племянницу «под крылышко» к Простаковой.

 Простакова глупа как пробка, невоспитанна и далека от идеалов нравственности.

Она считает, что может решать судьбу Софьи и решает выдать бедную девушку замуж за Скотинина. Но неожиданно для госпожи Простаковой появляется известие о богатом приданом Софьи и планы кардинально меняются. Теперь уже Простакова задумывает женить на Софье своего сына-балбеса Митрофана.

Кульминация в этой сцене – похищение невесты, причем Стародум одобрил решение племянницы выйти замуж за Милона.

Итак, финал комедии положителен: Софья рядом с любимым человеком.

Почему же Софья не может быть с Митрофаном? Попробуем ответить на эти вопросы.

Во-первых, эти персонажи – антиподы. Их судьбы развиваются в противопоставлении. Если представить себе координатную прямую, то Софья стремится к «плюсу», а Митрофан к «минусу».

Также для читателя важны реплики Стародума о других героях произведения. Так, говоря о племяннице, он называет ее личностью, достойной восхищения. Она, по словам Стародума, человек, обладающий глубокой внутренней культурой и чистотой. Можно сказать, что Софья – сама добродетель.

Также важна антитеза: Софья – Простакова. Почему читателю и на это необходимо обратить свое внимание? Ответ очевиден: две этих особи женского пола олицетворяют собой две противоположных позиции по отношению к роли женщины в обществе и семье.

Простакова – грубиянка даже по отношению к собственному супругу. Сам факт замужества для нее – это получение большого хозяйство в собственное управление. Чувства к мужу для нее совершенно не важны. Да и были ли они когда-нибудь?

Софья же подходит к вопросу создания семьи осознанно. Брак для нее – это союз двух сердец, которые бьются в унисон и будут биться в таком ритме всю жизнь, как говорят «пока смерть не разлучит».

Для Софьи Милон – это возлюбленный, перед которым душа ее открыта и честна.

Если читатель взглянет на обозначенные женские образы с позиции норм жизни, то Простакова живет по давно канувшим в лету законам «Домостроя», а Софья – это принципиально новый тип женский в русской литературе вообще.

По мнению Простаковой дело женщины – ведение хозяйства крепкой рукой и дети. Это серые будни, которые похожи один на другой как куриные яйца.

Софья же олицетворяет собой модернистский взгляд на роль женщины в русском обществе. Это девушка, которая хорошо образована и имеет свою точку зрения на жизнь.

Таким образом, образ Софьи из пьесы Дениса Фонвизина «Недоросль» говорит о том, что это один из лушчих женских образов в русской литературы. Это образ, в котором воплощены самые лучшие качества Человека: честность, искренность, доброта, благородность. Софья – это литературный персонаж, который будет актуален до тех пор, пока Земля вертится….

Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль Фонвизин

Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль Фонвизин
Сейчас читают: