Фамусовское общество в комедии Горе от ума сочинение

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" описывает светское общество первых десятилетий XIX века. Драматург показывает характерные черты консервативного дворянства и противопоставляет его "новому" человеку с другими идеалами и ценностями. Все члены фамусовского общества полностью отображают "век минувший".

Чем же характерны представители фамусовского общества?

В первую очередь, они сторонники эпохи Екатерины II, когда управленчество помещиков и дворян не знало границ. Должность и служба - это жизненные задачи, осуществить которые было необходимо любой ценой. Лесть, угодничество, прислуживание и даже унижение перед вышестоящим - это нормальные инструменты для достижения своих целей.

Не гибкий ум ценится в фамусовском обществе, а хитрый расчет, умение забраться повыше по карьерной лестнице. Образование и личностные качества не играют никакой роли для консервативного дворянства. Они уважают только людей с достатком и хорошим происхождением.

Кто же эти персонажи, чьи аристократические взгляды с упорной борьбой отражал представитель "века нынешнего" Чацкий? Естественно, это сам Фамусов, основной защитник аристократических идей. Он вобрал в себя все черты московского дворянства начала XIX века. Другим, не менее важным героем, является Молчалин. Он человек невысокого чина и не благородного происхождения, и поэтому он страстно мечтает об уважаемом положении и идёт к этому, бесстыдно выражая подобострастие к старшему поколению. Идеалом в фамусовском обществе становится Скалозуб. Глупый военный, неспособный поддержать беседу, имеет высокий чин. И только из-за этого становится хорошо уважаемым в светских кругах.

Фамусовское общество - это дворяне, которые боятся прогрессивных и передовых идей. Ценностью для себя они выбрали карьеру и деньги. Взгляды "века минувшего" в них очень крепки.

Сочинение на тему Фамусовское общество

В третьем и четвертом актах на сцене появляется целая толпа обитателей дворянской Москвы: графиня Хрюмина, «замечательная» своей глухотой; князь и княгиня Тугоуховские, занятые поисками женихов для своих дочерей; старуха Хлестова с арапкой-девкой и собачкой-шпицем; отъявленный мошенник, плут, доносчик, лгун, картежник и вор Антон Антоныч Загорецкий – везде гонимый и всюду принимаемый; супруги Горичи – Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович, старый приятель Чацкого; не названные по именам Г.Н. и Г.Д., распускающие сплетню о сумасшествии Чацкого с легкой руки Софьи. Даже второстепенные фигуры занимают в общей картине свое неповторимое место, будучи обрисованными явно сатирически: «на всех московских есть особый отпечаток».

Фамилия «Хрюмина», конечно же, созвучна с фамилией героя комедии Фонвизина «Недоросль» – Тарасом Скотининым. Правда,  имеется и существенная разница – тот свою «скотскую», «свинскую» натуру и не помышляет скрывать, а у Грибоедова перед нами предстает вполне светская и благопристойная старушка. При ней дочь – безнадежная старая дева, которую многое вокруг раздражает. А бабушка просто доживает свой век, таскаясь по балам, только потому, что так положено в высшем свете. В этом смысле жизнь ее – вполне растительная и животная, «свинская».

Интереснее вариант со старухой Хлёстовой. С ее первого появления становится понятно, что эта пожилая госпожа за словом в карман не полезет, на всё имеет своё мнение и переубедить ее, не сходя с места, весьма и весьма затруднительно. Так, например, она ожесточенно спорит с Фамусовым относительно количества душ в имениях Чацкого, и уступать не желает. А что, собственно, слышится в ее фамилии? Резкость, непримиримость в суждениях, пощечина, удар хлыстом. Не исключено, что эта закоренелая крепостница – духовная родственница печальной известной Дарьи Салтыковой, «Салтычихи», тайно завидовавшей красоте своих крепостных девок и наяву запарывавшей их насмерть. Хлёстова похваляется «арапкой девкой» и собачкой-шпицем, словно те для нее – вещи одного порядка. Этот второстепенный персонаж в комедии – яркий и запоминающийся. Всего нескольких ударов кисти или взмахов пера Грибоедову оказывается достаточно, чтобы воссоздать емкий и выразительный портрет типичной представительницы стародворянской Москвы.

Фамилия «Тугоуховские» не просто является «говорящей», но и вполне отвечающей реальному положению вещей – глава многочисленного семейства стар и глух на оба уха. И то, что он время от времени попадает в комические ситуации, не вызывает особого удивления. Например, когда княгиня всячески поощряет мужа к знакомству с Чацким, видя в нем возможного жениха для одной из шести дочерей, а затем, узнав по ходу дела о незавидном состоянии и положении кандидата в мужья, спешно отзывает мужа назад. Здесь Грибоедов достаточно прямолинеен и наследует Фонвизину и Капнисту, которые нарекали персонажей слишком явно «говорящими» именами, даже не оставляя читателю простора для возможного размышления и различной интерпретации того или иного имени.

Перо«Загорецкий» - самая что ни на есть подходящая фамилия для того, кто «переносить горазд». Он всегда оказывается там, где жарко, где горячо, где «загорается» та или иная сплетня. Он – идеальное средство для переноса самых невообразимых слухов, причем изрядно приправленных собственной неуемной фантазией. Например, когда обсуждается возможная причина сумасшествия Чацкого, то именно Загорецкий «подливает масла в огонь» сплетен – ему недостаточно стаканов и бутылок шампанского, он называет «сороковые бочки», причем делает это, как подчеркнуто авторской ремаркой, «с жаром». Парадокс  в том, что люди, подобные Загорецкому, востребованы всегда – им знают цену, но без их услуг редко обходятся. Об этом с горькой иронией говорит Платон Михайлович Горич – еще один «двойник» Чацкого.

За ничего не значащей светской болтовней и дежурными комплиментами со стороны Чацкого в адрес супруги Платона Михайловича – Натальи Дмитриевны – автором поднимается еще одна тема – женитьбы и супружества. И как раз фамилия «Горич» недвусмысленно указывает нам на то, что семейная жизнь для мужчины – не просто род аскезы, это хомут, это неволя. Женская и мужская половины уже в «Горе от ума» словно поменялись местами: мужчины «обабились», а женщины заматерели, крутят своими мягкотелыми мужьями, как хотят. Женитьба связывается в пьесе с темой неволи. Платон Михайлович, когда-то однополчанин Чацкого, во всем слушается жену, жалуется на здоровье, часто повторяет «уж я не тот». Куда ни кинь – горе, да и только!

Что же касается не названных по имени господ Г.Н. и Г.Д., то в этом тоже кроется скрытый замысел Грибоедова дать нам понять простую мысль: у сплетни никогда нет конкретного автора, сплетня – всегда соавторство. Тем более, когда всё к этой сплетне и к ее адекватному восприятию готово. А Чацкий настолько человек не здешний, что иначе, как сумасшедшим и не может быть признан. Все в это охотно верят, а тех, кто верить отказывается – коллективно, хором убеждают. И нет желающих идти против пресловутого «общественного мнения». Будь то Платон Михайлович Горич, или псевдолиберальный Репетилов – и они капитулируют под напором большинства. «Ведь надобно ж зависеть от других»…

Краткое сочинение по плану 9 класс

Фамусовское общество

Фамусовское общество
Сейчас читают: