- Сочинения /
- По литературе /
- Два побега из плена по рассказу Кавказский пленник
Сочинение Два побега из плена по рассказу Кавказский пленник Толстого
В рассказе Льва Толстого "Кавказский пленник" очень большое значение для раскрытия образов главных персонажей имеют две сцены побегов из плена захваченных горцами русских офицеров Жилина и Костылина. Сцены побегов дают читателю понять, насколько эти два человека разные, из какого непохожего теста они сделаны.
Кстати, эту непохожесть Толстой обозначил, дав персонажам "говорящие" фамилии. Жилин – от народного слова "жилистый", то есть – крепкий, выносливый. Что же касается фамилии Костылин, то она – от употреблявшегося в XIX веке жаргонного слова "костыль". Тогда оно, кроме своего прямого значения, имело и образное: так называли человека слабого и ненадежного. Собственно, из-за слабости и ненадежности Костылина офицеры и оказались в плену: он в трудную минуту бросил товарища, но это и ему не помогло.
Первый побег из плена Жилин и Костылин совершили вместе. Но побег оказался неудачным из-за Костылина, который громко жаловался на натирающие сапоги И потому два офицера были схвачены проезжими горцами, а затем посажены в яму.
Второй побег Жилин совершил уже сам, поскольку малодушный и трусливый Костылин, прекрасно понимая, что неудача и вторая поимка горцами обернется неминуемой смертью, отказался, сославшись на слабость. Жилин решил бежать любой ценой. Тем более, что узнал от 13-летней Дины, дочери Абдуллы (горца, купившего пленников, чтоб требовать выкуп у их родственников), что ее отцу "старики велят" убить пленника.
Во время второго побега Жилину пришлось бежать с деревянной колодкой на ноге: замок не смогли сбить ни он, ни Дина. Но даже, преодолевая неимоверные трудности, Жилин бежал из плена. Он хватался за каждый шанс обрести свободу.
Описание второго побега Жилина – одна из самых ярких и драматичных сцен в рассказе. Она, пожалуй, наиболее напряженная сцена в произведении. Читая рассказ впервые, и дойдя до этой сцены, не отпускает ощущение того, что Жилина вот-вот схватят. Напряжение нарастет и особенно усиливается к финалу сцены, когда Жилин увидел казаков, а его заметили горцы. Причем, расстояние между горцами и беглецом было значительно меньше, чем между беглецом и казаками, которым Жилин кричал, и они его услышали, выехали навстречу. И тогда Жилин оправдывает свою фамилию: несмотря на колодку он бежит в направлении казаков. И удача сопутствует ему. Бывшие численно в меньшинстве горцы ретировались, и вырвавшийся из плена офицер попал к своим. И в финале читатель узнает, что Жилин отказался от созревавшего у него намерения оставить службу и продолжил воевать на Кавказе. А Костылина выкупили спустя месяц за пять тысяч и привезли еле живого. То есть, разница между персонажами более чем очевидна.
Две сцены побега из плена – одни из главных в рассказе и одни из ключевых в раскрытии образов главных персонажей.
Вариант №2
В основу произведения легли реальные события 19-го столетия. Два сослуживца на войне попадают в плен к татарам. Отчасти сюжет истории повествует о судьбе самого писателя, так как он сам чуть не попал в плен и спасся благодаря тому, что его конь нёсся со всех ног, и его не догнали чеченцы. Пережив такое глубокое эмоциональное потрясение, Толстой садиться за написание "Кавказского пленника".
Однако, главным героям повезло куда меньше. Похитители требуют выкуп в размере 3000 монет. Костылин сразу бросается писать письмо своим родным, чтобы те выслали необходимую сумму. Жилину пришлось поступить иначе. Он не хотел волновать свою пожилую маму, поэтому указал неверный адрес, чтобы письмо до неё не дошло.
Стоит подметить, что Иван вызывал уважение даже у своих врагов, благодаря своим сильным моральным качествам и принципам, которые не могли оставаться без внимания. К его же напарнику относились абсолютно равнодушно, хотя, он этого и заслуживал.
Во время первого побега, Жилину костью в горле стал Костылин. Так как всю дорогу он причитал по поводу того, что сапоги натёрли ему ноги и он не может идти. Это обстоятельство сильно замедлило беглецов, и их быстро догнали. После такой выходки героев бросили в глубокую яму, чтобы те больше не решились на такую дерзость. Костылин сразу же смирился со своей участью и продолжил ждать выкуп. Иван не оставлял попыток побега, так как надеяться ему было не на кого. Своему напарнику он больше не собирался помогать, а тот и не горел желанием пытаться сбежать вновь.
Спасение его пришло самым необычным образом. Он подружился с дочерью своего похитителя. Та приносила ему еду, а он помогал ей. Именно Дина и сыграла ключевую роль в спасении Жилина, хотя этот поступок мог стоить ей жизни. Ему было трудно сбежать из-за оков на ногах. Чудом он добирается до поля, за которым начинался лагерь своих. Но он чуть вновь не был пойман, его спасла группа казаков, дежурившая неподалёку.
Жилин так и остался служить на Кавказе, а вот Костылин спасся еле живым. Всё это благодаря смелости и самостоятельности Ивана, без которых он бы верно погиб. Ведь само произведение построено на контрасте между двумя героями, чьи характеры в корне отличаются. В образе Жилина читатель видит человека, на которого хочется ровняться, брать пример. Костылин же предстаёт в облике жалкого человека, что не достоин и малейшего уважения и почитания.
5 класс
- Спешите делать добро сочинение-рассуждение
Спешите делать добро! Эти слова являются призывом к действию, напоминанием о том, что каждый из нас может внести позитивный вклад
- Майская ночь или Утопленница - анализ повести Гоголя
Повествование Майской ночи или Утопленницы созданное Николаем Васильевичем Гоголем в 1830 году служит одним из
- Анализ поэмы Полтава Пушкина
«Полтава» — одна из самых зрелых произведений Пушкина, созданная им с апреля по октябрь 1828 года и опубликованная в марте следующего года. В качестве эпиграфа использовалась строка из поэмы Байрона «Мазепа».
- Сочинение про Самопознание
Самопознание – это процесс самоанализа и саморефлексии, который позволяет нам лучше понять себя, свои мысли, чувства, мотивы и цели. Это
- Сочинение Мое место в мире
Я ученица начальной школы, зовут меня Лера. Многие люди меня спрашивают, какое же мое место в этом мире на самом деле. Я хочу и всегда стараюсь помогать больным людям, обожаю животных
- Тема любви в романе Мастер и Маргарита сочинение
Любовь приходит внезапно. Ей не важно, какие у людей социальные статусы. Мастер бедный, он бывший историк, работал когда-то в музее, совершено один живёт на этом свете - ни родных, ни друзей. Ему вдруг крупно повезло - выиграл в лотерею много денег.