Чацкий и фамусовское общество в комедии Горе от ума сочинение

Чацкий возвращается в Москву ради своей любви, но сталкивается с непониманием, осуждением и упрёками своих идей и своего образа жизни. Чацкий сообщает о своём отказе от службы «служить бы рад — прислуживаться тошно» и тут же слышит недовольство в свой адрес, которое проявляется в монологе Фамусова «Вот то-то, вы все гордецы» Но Чацкому есть, что ответить, он готов объяснить свою позицию и делает это в ответном монологе «А судьи кто?». Он осуждает таких людей, как Фамусов, говорит о необходимости перемен и новых взглядов на жизнь, отмене крепостничества, реформах на государственном уровне и в головах людей.

Ему противостоит фамусовское общество, которое живёт «веком минувшим», не принимает новых взглядов Чацкого, судит людей по их чину и богатству. Просветительские идеи и реформы для них — пустой звук, они делают вид, что это невозможно и их не касается. На светских вечерах у них принято обсуждать других людей, считать деньги и смеяться с анекдотов.

Борьба, начавшаяся между Чацким и Фамусовым, всё более разрасталась и обострялась. На сторону Фамусова перешли все гости его дома, Чацкий же был одинок в своих суждениях. И если вначале Фамусов был готов принять Чацкого и даже отдать за него Софью, если тот послужит, то позже Чацкий становится нежелательным гостем и вовсе сумасшедшим в доме Фамусова.

Так кто же победил в этом противостоянии? С одной стороны, Чацкий был вынужден уехать и остался ни с чем, так как Софья ему отказала, а фамусовское общества не потерпело никаких изменений, каждый в нём остался при том же мнении и, наверняка, приятно провёл вечер, шутя и смеясь. С другой стороны, правда осталась на стороне Чацкого, он не прогнулся под фамусовское общество, ни в детстве, ни сейчас не заразился его пагубным влиянием. Он остался верен себе, разочаровавшись в Софье и своей любви.

9 класс кратко рассждение

Сочинение Чацкий и фамусовское общество

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» предстает перед читателем типичное светское общество начала 19 века. Действие происходит в Москве.

Представителем этого общества, в котором собраны его пороки, является Фамусов. Отсюда и термин «фамусовское». Очень ярко и выразительно на примере его семьи и людей, с которыми они общаются, показаны автором недостатки консервативно настроенного дворянства. Общество их он назвал, устами Чацкого, «веком минувшим».

Эти люди живут по устоявшимся правилам и законам, которые отнюдь не идеальны и добропорядочны. Важным для них является общественное мнение, которому они далеко не всегда соответствуют. Помимо этого, ценят они не только свое положение, но и состояние и карьеру. Причем, для дворян вовсе не важно, каким путем все это достигнуто.

Обществом «минувшего века» руководят жажда и стремление к личной выгоде и обогащению. А чаще всего достигалось это раболепным преклонением перед более высокопоставленными людьми. Гнуть перед ними спины и угождать ради положения в свете, чужого мнения и материальных выгод – это необходимая стратегия их существования.

Из героев пьесы так живет не только Фамусов. В таком же духе он воспитывает и свою дочь. Этих же правил придерживается и Молчалин. И, хоть и названы такие люди «веком минувшим», это отнюдь не говорит о том, что речь идет о старшем, уходящем поколении.

Много и молодых людей следуют примеру старших. Например, путь Молчалина – это путь покорности и услужливости. Только ради своей выгоды ухаживает он за дочерью Фамусова. На самом же деле, ему нравится не она, а служанка Лиза. Но именно отношения с Софьей могут помочь ему добиться положения в обществе и карьерного продвижения.

Таких людей было на то время не мало. Но, продолжать свое существование эти нелепые устои не могли. Они уже изжили себя. И, постепенно эпоха страха и покорности начинала уходить в прошлое, уступая место новому.

А представителем этого нового общества, идущему на смену, и выступает в пьесе Чацкий. Он умен и образован. На все имеет он свое мнение и гнуть спину перед кем-то – это не в его правилах. Он готов служить делу, но не выслуживаться перед высокопоставленными чинами.

 Чацкий имеет свои взгляды и планы, независимо от мнения о нем общества. Именно поэтому так и не любят его закоренелые консерванты. В свете даже поговаривают, что он не в себе.

Вернувшись в Москву, Александр Чацкий посещает дом Фамусова и понимает, что ему не место среди этих людей. С горечью осознает он, что и Софья для него не пара, так как руководствуется теми же принципами в жизни, что и ее отец. Да и сам Фамусов не дал бы согласия на ее брак с Чацким. Ведь он так отличается от них и не желает следовать их законам.

Столкнувшись с этим обществом, Чацкий прекрасно понимает, что оно доживает свое последнее время и то, что новое, все же, вскоре сменит его. Представителей этих новых взглядов пока что еще не так много, и очень уж еще крепко стоит на ногах устаревшее общество, в котором таким, как он, места нет. Но, все эти устои уже начали рушиться, так как перемены нужны, и они неизбежны.

Чацкий и фамусовское общество

Чацкий и фамусовское общество
Сейчас читают: