Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс

Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника . Картина была создана в 1882 году .

В центре произведения богатырь Илья Муромец сильный и мужественный герой русских сказок и былин . Главный герой сидит на сильном боевом белом коне Мы видим его со спины сбоку . Хотя изначально автор картины хотел развернуть фигуру богатыря лицом к зрителю . Он вооружен луком полным стрел корьём булавой . Несмотря на то что мы не видим его лица мы может разглядеть задумчивость и усталость во всем его образе. очевидно что голову героя наполняют тяжёлые мысли видно что он очень встревожен .

Он вероятно понимает какая опасность его ожидает . какой не простой бой впереди . Его голова склонена вниз . Рука которой он держит копье тоже опущена . Автор картины показывает единство богатыря и верного боевого коня : поза лошади повторяет позу хозяина .она так склонила голову .

Перед богатырем стоит большой камень с мрачной надписью :

Как прямо ехати - живу не бывати.
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.

остальные надписей на картине почти не видно .но кто читал сказки про богатырей может вспомнить их . в любом случаи какой бы путь он не выбрал его везде поджидает опасность . перед персонажем стоит трудный выбор наверно у каждого человека в жизни были моменты когда надо принять непростое решенье : рискнуть двигаться вперёд или испугавшись отступить . вот и богатырю несмотря на всю его мужественность силу и отвагу непросто принять это решенье .

Ворогы на камняхКартина создаёт атмосферу затишья перед бурей ,грядущей, неизбежной опасности . мрачный даже зловещий общий вид лишь подчеркивает настроение картины .

Автор изображает болотистую местность почти лишённую растительности . Разбросанные камни мрачных тёмных тонов .
Видны даже человеческие кости оставшиеся вероятно после боёв . наверно не мало погибло там людей . в небе летают в поисках добычи вороны и надвигаются грозовые тучи .

Сюжет картины очевидно бы навеян былинной «Илья Муромец и разбойники » .В былине богатырь в итоге не побоялся трудного пути и в непростом бою одержал победу над разбойниками .

Вариант №2

Виктор Михайлович Васнецов написал не одну картину на былинные, сказочные или простые народные сюжеты. Одной из таких картин стал «Витязь на распутье», над которой художник работал не один год: первые задумки «Витязя..» возникли еще в 1870-х, после прочтения былины «Илья Муромец и разбойники», а окончательный вариант картины был создан уже в 1882 году. Именно «Витязь…»  открывает цикл картин Васнецова на богатырскую тему.

Но «Витязь…» не просто картина, отображающая сюжет из народных преданий. В этом шедевре автор призвал читателя не просто созерцать, но и размышлять. Для того, чтобы разобраться, на какие мысли наталкивает нас картина стоит рассмотреть её сюжет.

На картине изображен богатырь, сидящий верхом на своём коне. Всадник стоит перед нами спиной, мы не видим его лица, однако можем подробно рассмотреть его снаряжение. На нём надеты мощные доспехи, на голове блестит стальной шлем, тело покрывает кольчуга. За спиной у витязя его щит (причем сам щит притягивает взгляд зрителя надолго, посылку покрыт мудрёными узорами), на поясе закреплен колчан со стрелами и булава. В руках и война мощное копье, которое он ,однако, держит довольно легко и непринужденно. Воин предстаёт перед нами полностью экипированным и готовым ко всем возможным трудностям – броня, оружие для всех возможных противников – всё это говорит нам о его силе.

Стоит воин посреди поля, на небе видны далёкие тучи, судя по цветовой гамме неба, время действия картины – вечер, поскольку преобладают оранжевые тона. Недалеко от витязя пролетает черный ворон, который издревле является символом смерти. Однако это не все символы смерти, изображенные на картине. Сам воин смотрит на камень, на котором начертано предупреждение, что дальше путников ждет только смерть, что подтверждает череп коня и человека, лежащие на земле неподалеку от самого камня. После рассмотрения этой детали всё резко меняется – ворон становится более жутким, тучи становятся предвестниками скорой бури, сами кости как бы намекают на будущее всадника.

Подобные противоречия между жутким окружением и сияющим и мощным воином наталкивают на размышление: о чем же думает витязь? У него есть лишь две дороги – вернутся назад или же рискнуть и, несмотря на зловещее предупреждение, пойти прямо. Именно поэтому картина и называется «Витязь на распутье» - поскольку воин и вправду стоит перед выбором: пойти по дороге храбрости, но, возможно, не вернуться с неё, или же сбежать? Но тогда он уже не будет тем, кем он является – смелым и отважным воином. Всё его оружие и снаряжение, его верный конь, всё это будет лишь атрибутикой, за которой будет скрываться обычный трус. То, что у витязя лишь этот выбор подтверждает и полное отсутствие протоптанных дорог и тропинок на картине, что показывает нам то, что те, кто ходят в этот край, идут за чем-то конкретным, они знаю свою цель, а значит, пойти обратно – значит предать свою цель.

Всматриваясь в этот шедевр русской живописи, постепенно сам становишься таким витязем, пред которым стоит тяжелый выбор. А именно в полном погружении зрителя в сюжет состоит мастерство создателя, о каком бы виде искусства мы не говорили: живопись, литература, скульптура – не важно.

Описание картины

Я думаю, что в нашей стране нет человека, который бы не был знаком с картиной «Витязь на распутье» Васнецова. Изображение этого сюжета встречается в школьных учебниках по истории и литературе, искусствоведческих изданиях, путеводителях по русской культуре. В чем же феномен узнаваемости и популярности этой картины?

Художник родился в семье священнослужителя, предполагалось, что он пойдет по отцовским стопам. Но его самого всегда тянуло рисовать, поэтому отучившись некоторое время в духовной семинарии, Васнецов отправляется в Петербург и поступает в Академию художеств. Как художник, он начинает с бытовых зарисовок, но со временем все больше увлекается сюжетами русской истории, изучает фольклор.

«Там русский дух, там Русью пахнет»… Этой пушкинской цитатой можно смело озвучить картину Васнецова. Действительно, ее главный герой – славный богатырь стоит посреди поля перед камнем. На камне высечен текст, который гласит: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».  Витязь останавливается и как будто застывает, слегка склоняясь над камнем с предостережением. Мы не видим его лица, только фигуру в серебристых доспехах. На нем кольчуга, шлем, латы, за спиной щит, в руке копье -  все говорит о том, что витязь уже не первый день в пути, возможно, не одно сражение позади, но цель, к которой он идет, еще не достигнута. И сейчас, стоя перед этим камнем, ему предстоит сделать выбор, принять решение, что делать дальше, в какую сторону идти.

Богатырь на конеИстория создания картины тоже представляет интерес. Для написания окончательной версии картины «Витязь на распутье» художнику понадобилось более десяти лет. Васнецова восхищали былины, повествовавшие о богатырях. Прототипом витязя, безусловно, является знаменитый Илья Муромец.

 На полотне для мастера все имеет смысл и значение. Кажется, главных героев тут не один, а целых два: воин и вещий камень. Тщательно выписаны детали. Черный ворон низко летит над полем, черепа зловеще напоминают о былых битвах, солнце готово закатиться за горизонт, белоснежный конь с роскошной гривой замер в ожидании – все эти образы красноречиво свидетельствуют о том, что необходимо выбрать путь и двигаться дальше. Прямая дорога обещает погибель. Кто в таком случае может осмелиться выбрать верную смерть? Только настоящий, храбрый воин, преданный Отечеству. Не зря же в старинных летописях, преданиях и былинах встречается выражение «идти на погибель». В глубинном смысле, оно означает: исполнить воинский долг вопреки всему.

В итоге Васнецов создает целый цикл произведений, посвящённых древнерусским сюжетам. Первым он пишет в 1877 году  полотно «Воин в шлеме с кольчужкой». На нем также изображен витязь на коне в доспехах перед камнем. Его фигура расположена лицом к зрителю. Однако в первой картине нет такой напряженности момента и ощущения кульминации перед неизбежностью выбора. Идея произведения очевидна: в жизни рано или поздно приходится делать трудный, но судьбоносный выбор.

Еще одной в цикле стала картина «Богатырь». Она выполнена в портретном жанре. Художник тщательно прописывает лицо богатыря, его взгляд серьезен, устремлен вдаль, окладистая борода придает образу мужественности, мощный торс в кольчуге говорит о недюжинной силе воина. Он спокоен и сосредоточен. Древнерусской тематике еще посвящены картины: «Богатырский скок», «Призвание варягов», «Богатыри».

Картина была завершена в 1882 году и передана во владение меценату, коллекционеру и другу художника Савве Мамонтову. Сейчас ценители живописи могут лицезреть «Витязя на распутье» работы Васнецова в Государственном русском музее.

6, 7 класс

Васнецов - Витязь на распутье

Васнецов - Витязь на распутье
Сейчас читают: