Сочинение по картине Утро стрелецкой казни Сурикова

Выдающийся русский мастер исторических полотен Суриков обращался как к моментам героическим для страны, так и трагическим. «Утро стрелецкой казни» - картина, на которой художник запечатлел достаточно тяжелое, наполненное страданиями действо. Взбунтовавшиеся против Петра I стрельцы должны быть казнены на Красной площади. Художник изобразил их в момент, предшествующий смерти.

Основную часть картины занимает группа, собравшаяся вокруг приговоренных. Здесь семеро стрельцов, прибывших на казнь. Их легко узнать по белым рубахам и свечам в руках. Их позы и выражения лиц различны, словно художник хотел показать разные стадии близости к смерти. Стрелец в телеге слева, обращенный к зрителям спиной, будет казнен последним. Крайний справа, которого уже ведут к виселицам, умрет первым. Другие стрельцы прощаются с родными. Стрелец на телеге обменивается гневным взглядом с самим царем, которого художник поместил справа, отдельно от группы приговоренных. Бунтовщики не выглядят раскаявшимися или сожалеющими.

Разные формы страдания можно увидеть в лицах и фигурах членов семей стрельцов. Жены рыдают и кричат прощаясь. Матери склонили головы в отчаянии. Дети плачут, не понимая еще до конца, что происходит вокруг.

За телегами со стрельцами Суриков разместил зрителей, наблюдающих за происходящим. Справа за казнью наблюдают вельможи, иностранные гости и царь. Дальше, в глубине картины, можно рассмотреть солдат и сами виселицы. Художник намеренно отказался от идеи нарисовать хоть одного повешенного. Его картина – это момент до неизбежного и ужасного.

Зрители и критики много спорили о том, на чьей стороне художник. Кому он симпатизирует – бунтовщикам или царю. И все же считается, что Суриков выдержал определенный нейтралитет, не идеализируя стрельцов и не очерняя Петра.

Фон Кремля, башен, неба, собора у Сурикова приглушенный и мрачный. На картине изображена осень. Хмурое небо, грязь на земле, лужицы воды – все подчеркивает тревожное и нерадостное настроение. Яркие цвета кафтанов и платков контрастируют с бледными и суровыми лицами.

Критики отмечали, что на полотне художнику удалось не только мастерски разместить большую группу людей, но и сделать так, что в этой толпе нет ни одного случайного лица.

Если проследить за сменой настроения, рассматривая картину слева направо, то можно увидеть, как нарастает трагедия. Как будто в полотне художник смог показать еще и время.

Мне кажется, что эта картина, безусловно, может считаться шедевром. Смотреть на нее и оставаться равнодушным невозможно. Даже если не знать историческую подоплеку, невольно начинаешь сопереживать, глядя на образы Сурикова. Картина тяжелая. В ней показана правда истории – такая, какой она была. И это не столько вопрос достоверности изображенных деталей. Это жертва, которая была принесена в свое время страной и народом. Художник оставляет зрителя с вопросом о том, насколько была оправданной жестокость. И давать ответ на этот вопрос каждому самостоятельно. Бунты, революции, периоды реакции, гражданские войны случались в нашей истории. И героизм в них всегда соседствовал вот с такой трагедией – проигравшие отправлялись на смерть, очень часто оставаясь до последнего при своих взглядах. Эти упорство, мужество и стойкость людей мастерски показал Суриков в своей картине.

Вариант №2

Картина великого автора погружает зрителя в тяжелые времена. Стрельцы подняли бунт и теперь будут наказаны, а именно: лишены своей жизни. Однако, глядя на лица мужчин, можно заметить, что их нисколько не смущает этот факт.

Картина угнетает смотрящего. Собор, который виднеется на заднем плане окрашен в мрачные тона. Всё вокруг, затаив дыхание, ожидает печального конца. Собор словно затянут туманной дымкой. Соборные стены сильно потускнели. Складывается впечатление, что окружающая среда скорбит о происходящем.

Не случайно автор подобрал подобные краски. Он словно сравнивает власть Петра Первого с монолитностью картины. У собора уже стоят виселицы. Жизнь бунтовщиков скоро закончится. Власть всегда хочет побыстрее избавиться от тех, кто мыслит иначе.

Инакомыслие в те времена стоило жизни. Сейчас есть свобода слова и человек может говорить, что пожелает. Раньше нужно было отвечать за каждое слово. И его цена была очень высокой.

НародСтрельцы отличаются особой храбростью и уверенностью. За свои убеждения каждый из них должен был умереть страшной, позорной и мучительной смертью. Однако, их не пугал этот факт. Потому что личные взгляды и понимания стоили для них дороже бренного существования.

На казнь пришёл и простой народ. Люди потрясены происходящим. Возможно, среди стрельцов есть их родственники. Подсудимые доставлены к месту казни на тележках. Бойцы находятся в сидячем положении, так как их ноги забиты в колоды. Стрельцов одели в белые рубашки. Каждый из них держит в руке свечу. Это не случайно. Свеча выступает прообразом. Она символизирует жизнь, которая скоро подойдет к концу. Лица стрельцов объяты печалью. Они осознают, что больше не имеют никакого влияния на ситуацию в стране. Теперь их жизни ничего не стоят.

Стрельцы предстали пред народом, как законопреступники, которые посягнули на установленный режим.

Справа изображён царь, сидящий на коне. Он излучает уверенность и внимательно следит за происходящим. Стрельцы вот-вот подвергнутся казни, но, несмотря на это, они сохраняют враждебное отношение к царю. Это можно заметить благодаря позиции одного из бунтовщиков. Он как будто бы снова хочет что-то учинить. Пусть это будет последнее действие в его жизни. Всё равно терять уже нечего. От таких людей можно ожидать чего угодно.

В глазах стрельца отражается ярая ненависть и злость по отношению к государю. Его абсолютно не устраивает правящая власть. Он понимает, что некоторые из сидящих и скорбящих рядом, чувствуют то же самое. Однако, они никогда не решатся противостать установленной власти.

Множество людей хотело бы, чтобы их близкие вернулись домой. Но власть прекрасно знает, что бунтовщики не останавливаются, не достигнув своих целей. Царь и его дружина внимательно следят, чтобы всё было, как надо. Это ещё и показательная порка, чтобы никто больше не хотел поступать подобным образом.

Несмотря на это, стрельцы полны решительности. Их не напугаешь ни смертью, ни позором, ни стыдом, ни слезами близких. Они ни перед чем не остановятся, поэтому их легче убрать.

Описание по картине

Утро стрелецкой казни – картина русского художника Василия Сурикова. Работа, над полотном которой, художник трудился около 3 лет. Первые эскизы появились в 1878 году, окончательно же картина была закончена в 1881 году.

Страшные события истории изображены на картине. Боль, отчаяние, слезы, безнадежность и страх. Но в то же время жестокость, безразличие, надменность и величие царя. Торжественность, которую хотел внести царь Петр в показательные казни не может не ужасать!

Стрельцы, сидящие по двое в повозках со свечами в руках… как больно смотреть на их лица, в их глаза. Глаза, полные страха и ищущие знакомый силуэт в толпе, чтобы в последний раз, перед смертью, увидеть родное лицо. Увидеть тех, ради кого они взбунтовались. Нечеловеческие условия жизни и сражений, нечеловеческие условия смерти…

В самом центре картины мы видим стрельца в белой рубахе со свечой в руке. Его волосы, усы и борода давно не стрижены, его костлявые пальцы расслабленно, но все же держат свечу. Его взгляд… это взгляд в никуда, взгляд сожаления, разочарования и безысходности. Взгляд неоправданных надежд и ожиданий. Он не смеет поднять глаза на ту, что стоит за спиной. Эта женщина, наверняка, его жена. Она заботливо накидывает кафтан ему на плечи. Ее лицо искажено скорбью и болью. И, возможно, она до конца еще не осознала все, что происходит. Что ей теперь делать? Как жить дальше? Как объяснить детям за что умер их отец? Он умирает не в борьбе с врагом, он умирает не от голода и болезней, он умирает за право быть свободным.

Дети… на переднем плане мы видим девочку в красном платке. Она положила руку на плечо плачущей матери с опущенной головой. Мать не в состоянии сейчас успокоить и обнять дитя. У нее свое горе. А эта девочка смотрит своими большими лазами вдаль. Она еще слишком мала для того, чтобы все понять, чтобы осознать всю трагичность происходящего, но рыдающая мать, всеобщее страдание и настроение этого утра делают свое дело, и девочка плачет вместе со всеми, и девочке тоже страшно.

За ними стоит мальчик постарше. Он уже по-взрослому, совсем по-мужски прячет слезы. Ему нельзя оставаться мальчиком. Теперь ему уготовлена роль мужчины. Он теперь за старшего в семье.

Женщина с тревогой и скорбью смотрящая вдаль и малыш, зарывшийся в подол ее платья. Сколько отчаяния в ее взгляде! Сколько слез прольется еще из глаз ее малыша…

Пожилая женщина, сидящая на дороге. Ее рука устало лежит на телеге. Ее глаза красные от слез. Сегодня казнят ее сына. И не будет уже покоя и спокойствия на ее лице. И не сможет она дожить свои дни с легкой душой.

В каждое лицо на этой картине можно всматриваться бесконечно долго. Каждое лицо это поломанная судьба и жизнь. У каждого своя боль.  Боль, которая лишь немного поутихнет со временем. Боль, которую каждому придется нести тяжелой ношей через всю жизнь. У каждоо своя боль… но всех объединяет одно общее горе. Горе, навсегда лишившее женщин улыбок, звонкого смеха и легкости, горе, отобравшее у детей их беззаботное детство, а у стариков спокойную старость. Горе, которое разделило жизнь людей на «до и после».

Василий Суриков очень ярко передал атмосферу этого страшного утра. Он смог показать нам все ужасы тех событий. Он совместил в своей работе боль простого народа и могущество и величие царя.

Сурикова - Утро стрелецкой казни

Сурикова - Утро стрелецкой казни
Сейчас читают:
  • Сочинение Грозный - мой город

    Грозный – это столица Чеченской республики. Он сильно пострадал в результате двух последних гражданских войн. Но залечил нанесённые ему раны и стал ещё краше прежнего. Многие здания по высоте похожи на аналогичные где-нибудь в Дубае,

  • Сочинение по картине Левитана Одуванчики

    Известный художник Исаак Ильич Левитан, писал картины родной природы. Он, изображал на них, то, что было близко его сердцу, что, несомненно, волновало и вдохновляло его. Дикорастущие поляны одуванчиков, украшают землю своими поднятыми к солнцу головками.

  • Сочинение Детство 9 класс ОГЭ рассуждение

    Это самое беззаботное время, когда за тебя всё решают родители. Ходить или нет в детский садик, или пусть бабушка с дедушкой нянчат. А они любят тебя больше, чем своих детей, и всё тебе разрешают делать и покрывают твои шалости. Лучшее время,

  • Сочинение Бунина Любовь в творчестве

    В этом сочинении я расскажу, как русский писатель двадцатого века Бунин Иван Алексеевич описывает и уделяет внимание любви. Большую часть своего творчества он посвятил стихотворениям рассказам о любви. Он как никто другой среди всех

  • Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль Фонвизин сочинение

    Софья – одна из главных героинь комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», единственный положительный женский персонаж. Имя героини выбрано автором не случайно. С греческого «Софья» переводится как «мудрость» и именно эту черту характера,

  • Сочинение Право на ошибку

    Каждый человек имеет право на ошибку, и это является неотъемлемой частью человеческой природы. Ошибки являются неизбежной частью жизни, и они