Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Всем известная картина писалась около четырёх лет. Василий Иванович передал все тонкости того сражения. Россия наконец смогла освободиться от ига. Татарский хан был повержен. Русская армия воевала с Кучумом, который потерпел позорное поражение.

Ермак отличался достижениями и умениями в ведении военных действий. Он имел настоящий талант и прекрасно руководил полками. Его никогда не пугала сила и мощь противоборствующей стороны. Герой боролся за освобождение своего государства и добился поставленной цели.

Покорение Сибири – значимое действие в истории Российского государства. Ермак – смелый и уверенный воин, который упорно пробирается вперёд. Его нисколько не смущает отпор противоборствующей стороны. Русский воин знает зачем пришёл на эту землю и не собирается уходить отсюда с пустыми руками.

Уверенность Ермака ярко видна по его позе. Он твёрдо стоит на ногах, плечи расправлены, оружие направлено на неприятеля. Умелый воин целится, чтобы поразить недруга. Боец готов сражаться. В герое отчётливо виден русский боевой дух. Он пришёл и победит.

Примечательно то, что автор не выделяет Ермака. Да, зритель знает, что перед ним полководец. Однако, автор даже не показывает его лица. Герой повернут к нам спиной. Мы можем увидеть только то, как главный герой раздаёт приказы и ведёт армию вперёд. Василий Иванович не случайно поступает таким образом.

Художник показывает, что победа над татарским ханом заслуга российской армии, а не только талантливого полководца. В единстве скрывается неведомая сила, которая не свойственна одному человеку. При всём своем желании, даже самый сильный боец не сможет добиться подобного результата. Единственное, что он сможет сделать – это героически умереть. Но, чтобы быть эффективным – нужна армия. Армия представляет собой особую силу и мощь, которая может нагонять страх одним только присутствием. Не менее важен её настрой.

Военнослужащие решительно настроены. Настрой задаёт полководец. Если уверен ведущий, подчиненные будут чувствовать, что всё идёт по плану и беспокоиться не о чём. В этом случае бойцы нацелены на победу.

В армию набирают храбрых людей, которые не дрогнут перед взрывами, выстрелами и копьями. Все воины сосредоточены. Они не спускают глаз со своего противника. Военнослужащие неустанно ведут огонь по надвигающейся волне татар.

Русские бойцы подбираются к берегу. Вода относительно спокойная, чего нельзя сказать о приближающейся волне татар с натянутыми луками и копьями. Страшное зрелище. Татары готовы зарубить любого, кто приблизиться к ним чуть ближе. Обычный человек дрогнул бы только от стука подков приближающихся воинов.

Наши воины проявили невероятную стойкость, уверенность и храбрость. Им не ведом страх. Даже вооруженная до зубов толпа их нисколько не испугала. Даже не ввела в замешательство. Каждый русский воин знал, что от него требуется и качественно выполнял свою работу. Полководец не только отдавал приказы, но и твердо шёл впереди, прокладывая дорогу своим подчиненным. Это настоящий пример лидерства.

Исход войны определяет последующую жизнь нашего народа. Никому не понравится жить в рабстве, платить дань, быть подотчетными чужому народу. К сожалению, русские допустили большую ошибку и попали под иго. Однако, наш смелый народ не опустил руки, а стал разрабатывать стратегию победы.

Вариант №2

Василий Суриков – признанный мастер исторических полотен, изображавший знаковые события отечественной истории. Его работы, содержащие множество проработанных деталей и десятки персонажей, часто создавались на протяжении нескольких лет.

Так было и с картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», над которой Суриков работал четыре года. Впрочем, стоит взглянуть на нее, чтобы сразу понять, насколько сложной была задача художника.

На огромном полотне Суриков изобразил кульминацию битвы казачьего войска против армии хана за один из городов Сибири. Примечательно, что самого Ермака художник разместил так, что далеко не сразу можно понять, кто из сражающихся под православными знаменами и есть сам Ермак. Только в указующем жесте руки можно разгадать, что человек в шлеме – предводитель. Суриков не наделил его подчеркнуто выдающейся фигурой, заметным ростом, ярким плащом. Он не выделил Ермака и с помощью цвета. Только разглядывая картину внимательно можно отметить, что Ермак подобен капитану на мостике корабля – он расположен чуть выше других фигур казаков и в то же время находится как бы на острие атаки армии. Его вытянутая рука задает направление для боя.

Еще современники отмечали, что такое композиционное решение позволило Сурикову выдвинуть на первое место не личность полководца, а народ. Первыми в глаза зрителю бросаются лица и образы людей, имена которых история не сохранила. Они представляют на картине весь русский народ с его характерными чертами. Так Суриков подчеркивает первостепенную роль именно простых людей в покорении Сибири.

Выражения лиц казаков достаточно похожи. На них свирепость и решимость. Они не испытывают сомнений и не боятся. Их косматые бороды и всклокоченные волосы передают настроение самого сражения. Лица противников совсем другие. На них растерянность, паника, смятение. Кто-то целится из луков, кто-то бежит, кого-то уже настигла смерть от выстрелов лучше вооруженных казаков.

На высоком берегу справа можно увидеть всадников, наблюдающих за происходящим. Возможно, это татарские военачальники. И здесь тоже можно разглядеть противопоставление – Ермак в самой гуще своих людей, он ведет за собой и первым встречает опасность.

Цвета, которые художник использовал, в основном темные. Грязная вода реки, обрыв, серые контуры города, мрачное небо. Цвета лишают картину оттенка удали, веселья, торжества. Это героизм и мужество на пределе сил. Типичный русский характер, привыкший противостоять не только на войне, но и в сражении с самой природой.

Яркими пятнами художник расставляет акценты.  Красный кафтан человека, развернутого к зрителям спиной, желтый – убегающего противника на берегу. Лиц этих людей не видно, но за них все говорят фигуры.

Эту картину, безусловно, можно долго рассматривать. Выхватывать отдельные лица или отстраняться от личностей, наблюдая столкновение двух сил. Мне кажется, здесь можно найти много ответов на вопросы о сущности души русского человека, его ценностях, характере и привычках. Здесь можно почувствовать связующую эпохи нить, которая протянулась через многие века к нам, в современность.

Суриков - Покорение Сибири Ермаком

Суриков - Покорение Сибири Ермаком
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Васюткино Озеро 5 класс

    Васютка — главный герой интереснейшего произведения Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Это простой мальчик, живущий в семье, где основным промыслом является рыболовство. Проживает он в таёжном крае вместе со своими родителями и дедушкой,

  • Образ Печорина в романе Герой нашего времени сочинение

    Роман Лермонтова “Герой нашего времени” очень грандиозное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, первый роман в русской литературе, который связан с психологией. Роман состоит из пяти рассказов, каждый из которых раскрывает нам характер

  • Сочинение на тему Самый лучший день лета

    Лето всегда было моим любимым временем года, наполненным не только теплом воздуха, но и теплотой улыбок, яркими цветами девичьих платьев, загорелыми телами и немного выцвевшими от яркого солнечного света волосами.

  • Сочинение по картине Репина Арест пропагандиста

    Художник принял решение написать эту картину после того, как стал очевидцем расправы над преступниками, которых называли народными. Хотя это было далеко не так. Эти люди просто выступали против несправедливости властей и боролись

  • Сочинение Мурманск - мой город

    Где-то на расстоянии 1500 км от Москвы на север находится город Мурманск. Он расположен на Кольском полуострове, на берегах залива с таким же именем, который переходит в суровое Баренцево море.

  • Смысл романа Обломов Гончарова сочинение

    Данное произведение по праву является культовым в литературе девятнадцатого века. Оно затрагивает очень острые социальные проблемы и поэтому остается актуальным до сих пор. В этом романе рассматриваются два противоположных мировоззрения.