Сочинение по картине Репина Царевна Софья

Эту картину Репин написал в 1879 году. В основе написания картины лежат реальные исторические события. В 1698 году против Петра 1 был поднят бунт. В ходе судебных разбирательств выяснилось что зачинщицей была его старшая сестра Софья Алексеевна, решившая сместить с престола брата и занять его место.

В наказание Петр 1 отправил ее в Новодевичий монастырь на пожизненное заточение.

Репину удивительно реалистично удалось передать драму сильной личности которую лишили свободы. Это первая картина Репина на историческую тематику.

У Софьи как и у Петра крепкое телосложение. Художник изобразил царевну стоящую во весь свой могучий рост скрестив руки на груди. Этим жестом она дает понять что закрыта для внешнего общения. И действительно Софья не выдала ни одного своего единомышленника последовавших за ней. Ее могучая фигура облачена в дорогие царские одежды из дорогих тканей расшитых золотыми и серебряными нитями. Стоит она, гордо расправив плечи и скорее похожа на пойманную и лишенную свободы львицу. По всему ее образу мы видим что это сильная и гордая женщина. Келья в которой заточена Софья поражает богатым убранством, дорогие иконы в серебряных и золотых ризах, богатые скатерти, дорогие ковры, дорогая мебель. Но контраст этой окружающей ее богатой обстановке является виднеющаяся за окном келии фигура стрельца повешенного и держащего в руке челобитную. Петр приказал казнить 173 стрельца ближайших сподвижников Софьи. Повешенных приказали не снимать с осени до весны.

Большое внимание автор уделяет написанию лица. У Софьи волевые плотно сжатые губы, выпученные глаза, грозно сдвинутые брови. Глаза у царицы не выспанные, сухие и блестящие. Сбоку от нее широкая лавка с плоской подушкой, а за окном виден один из ее повешенных друзейю Видя такое спать не захочется.

Если внимательно вглядетсято мы увидим за фигурой Софьи есть не только иконы , но видна гравюра. Гравюра на которой изображена она когда была самодержицей. Над головой висит образ похожий на Спаса нерукотворного, но он не виден. Ощущение что Бог покинул эту келью, ушел отсюда. Во взгляде виден ропот на Бога и на всех. Ее предали все.

В глаза зрителя бросается контраст между дорогим одеянием Софьи и неухоженостью ее волос. Фигура ее изображена на темном фоне при плохом освещении от одной свечи. Решетки на окне и испуганная  монашк забившаяся в угол. Оказываетс это послушница, маленькая девочка лет 10. Она изображена маленьким существом в черной одожде, с огромными глазами, смотрящими с ужасом и жалостью нп бывшую государыню. Все эти детали написаны для того чтобы подчеркнуть монументальность и могущество фигуры Софьи.

Софье на момент заточения в монастыре было 34 года. Она былла регентшей при малолетнем Петре. По гордой осанке царевны  с высоко поднятой головой видно что она не сломлена и не простит обидчикам своего заточения. Видно что это не женщина, а тигрица запертая в дорогой, но клетке.

На этой картине художник показал драму в жизни сильной женщины. Им он начал серию историх портретов. Далее последует портрет «Царевна Софья через год после ее заключния в Новодевичьем монастыре».

Репин - Царевна Софья

Репин - Царевна Софья
Сейчас читают: