Сочинение по картине Брюллова Портрет сестер Шишмаревых 8 класс

В 1839 году замечательный художник Карл Брюллов написал картину, которую смело можно отнести к жанровому портрету. Это произошло после того, как успешный коннозаводчик и почитатель художников Афанасий Шишмарев заказал ему портрет своих дочерей.

Брюллов решил изобразить очаровательных девушек в момент, когда они собрались на конную прогулку. На картине мы видим Александру и Ольгу Шишмаревых, когда они спускаются по ступеням каменной террасы. Своих героинь Карл Брюллов поместил в центре этого большого полотна. Заметно, что сестры принадлежат к дворянскому сословию.

Две девушкиОбе девушки аристократичны и стройны. С первого взгляда они вызывают симпатию. Но при этом художнику удалось передать на портрете особенности характера каждой из сестер и раскрыть их индивидуальность. На переднем плане картины мы видим Александру Шишмареву. Эта круглолицая и грациозная барышня стремительно спускается по ступеням, правой рукой она держится за перила, а левой, в которой у нее кружевной платок, придерживает юбку.

По движениям и манере заметно, что у девушки энергичный характер, она уверенный в себе человек, об этом говорит и взгляд ее выразительных глаз. Изящную фигуру Александры подчеркивает надетая на ней амазонка из дорогого бархата. Юбка у нее фиолетового цвета с черным лифом, который украшен тончайшими кружевами на манжетах и на вырезе. Небольшая темная шляпка с развевающейся вуалью в тон юбки подчеркивает красоту прически с блестящими темными косами, уложенными с обеих сторон ее милого лица.

Девушка у лошадиЗа Александрой следует ее сестра Ольга. Она стоит на несколько ступеней выше. Ее поза более статична, будто девушка на минуту остановилась. Движения ее не так решительны, а выражение лица выдает застенчивый характер. Ольга тоже одета в бархатную амазонку, но совсем других цветов. Лиф платья теплого бардового цвета, а юбка темная. Стройную шею девушки прикрывает яркий красный шарфик, застегнутый брошью. Кружевной воротничок и манжеты на платье Ольги чем-то напоминают скромное платье воспитанницы института благородных девиц.

На голове у девушки надета светлая шляпка с белой прозрачной вуалью, подчеркивающая ее юное овальное лицо. В левой руке Ольга держит хлыст. И эта деталь подчеркивает твердый характер этой героини картины. Брюллов изобразил еще одного своего излюбленного персонажа – симпатичную собачку, мчащуюся вниз по ступеням за своими хозяйками. В правой, более светлой части картины, мы видим утренний пейзаж. А в левой, находящейся в тени, головы двух нетерпеливых лошадей – серой в яблоках и гнедой, их придерживает негр в красной одежде. Эта картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Описание картины

В 19 веке среди сословий российского общества самыми знатным и привилегированным было дворянство. Их отличал особый уклад жизни. Дворянские семьи много времени проводили в богатых усадьбах. Быт русских аристократов нельзя представить без  балов, званых вечеров, прогулок на свежем воздухе в великолепных усадьбах. Особым шиком и трендом эпохи считалась возможность заказать портрет членов семьи у востребованного художника.

Карл Брюллов в 30-40 гг. девятнадцатого столетия как раз таковым и являлся. Представители знати, в буквальном смысле, выстраивались в очередь к модному портретисту. Это был петербургский период его творчества, он пишет множество портретов знатных людей своего круга. К написанию репрезентативных полотен автор подходил с особой разборчивостью. Ему было трудно писать портреты людей, к которым он не испытывал личной симпатии. Таким заказчикам Брюллов отказывал, вне зависимости от их знатности и статуса в обществе.

Кто же герои данной картины? Перед нами сестры Ольга и Александра, дочери известного коннозаводчика Афанасия Шишмарева. Они одеты, как и полагается девушкам-дворянкам, в красивые, но строгие платья из бархата, волосы девушек аккуратно собраны прически, на головах у них лаконичные шляпки с вуалью, в руках  кружевные платочки – необходимый дамский атрибут для выхода на прогулку. Сестры одновременно похожи и не похожи. Выражения лиц девушек и позы раскрывают черты их характеров.  Очевидно, что идущая впереди сестра обладает решительным и целеустремленным нравом, другая же более сдержанным.

Картина задумана мастером как жанровый групповой портрет. Кажется, что девушки только-только вступили на лестницу, ведущую вниз от  их роскошного дома ко двору. Их движения плавные и скользящие.  Очевидно, что они собрались совершить выезд по окрестностям на лошадях. Ничто не омрачает этой картины. У их ног изображена бегущая собака, а с другой стороны от лестницы стоят запряжённые кони, готовые двинуться в путь. Они нетерпеливо приподнимают копыта и выгибают шею. Около них частично прорисована фигура денщика. Эти детали добавляют движения в картину, превращая обычный портрет в жанровую зарисовку дворянского быта. Известно, что в реальности сестры не увлекались конными прогулками, поэтому сюжет картины можно назвать постановочным.

Колорит картины насыщенный. Мы видим яркие наряды сестер,  голубое безоблачное небо, светло-коричневую лестницу, красный кафтан денщика. Такой художественный прием создает атмосферу беззаботности яркого летнего дня. На заднем плане изображен фрагмент усадьбы с садом. Эти детали подчеркивают роскошность усадьбы Шишмаревых.

Что же Ольга и Александра видят перед собой, куда обращены их взоры, что приковало их внимание?   Может быть, прибыл с охоты их отец, а, может, в усадьбу пожаловал друг семейства живописец Карл Павлович Брюллов, ставший невольным свидетелем выхода сестер на прогулку? Кто же теперь знает…

В настоящее время полюбоваться этой замечательной картиной можно   в Русском государственном музее в Санкт-Петербурге.

8 класс

Брюллов - Портрет сестер Шишмаревых

Брюллов - Портрет сестер Шишмаревых
Сейчас читают: