Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Великий русский художник В.И.Суриков написал свою знаменитую картину «Боярыня Морозова» в 1887 году, во времена церковного раскола XVII века. Сам художник родился в Сибири, где жили много старообрядцев. Персонаж своей картины Суриков В.И. взял из старообрядческих рукописей «Повесть о боярыне Морозовой». Художнику потребовалось 4 года для написания этой картины.

На картине центральной фигурой нарисована боярыня Морозова, которая не согласилась с нововведением - креститься тремя пальцами. Ее везут в монастырь, по указу царя, где она через два года умерла от голода. Фон изображения— пасмурный морозный день. На заднем плане полотна видны занесенные снегом крыши домов и купола местной церкви. В центре художник изобразил сани и на них босую, скованную цепями боярыню Морозову. Она сидит на подстилке из соломы. На ней черного цвета бархатный зипун, отделанный мехом. На голове надет платок, под которым видна черная шапка. Цвет лица бледный, но глаза горят лихорадочным пламенем. Под глазами темные круги и впалые щеки показывают, что боярыня истощена, но не побеждена. По движению руки и полуоткрытому рту видно, что она пытается сообщить людям, окружившим ее, что она не потеряла веру и не изменила свои убеждения. Поднятая рука, изображающая двухперстный жест крещения тому подтверждение. Это старообрядческий символ, показывающий духовную и земную сущность Христа. Художник показывает силу духа и волю боярыни.

Провожать боярыню пришли люди разных чинов и сословий. По внешнему виду и одеянию они разные. Пришедшие люди делятся на две группы. Одни поддерживают и восхищаются боярыней, другие ее осуждают и смеются над ней.

Справа от розвальней, на обочине присел нищий. На нем простая тонкая рубаха. Он вытянул вверх руку с двумя перстами, в знак солидарности с боярыней, в последний раз ее перекрестив. Около нищего на коленях сидит женщина-путешественница, в возрасте. У нее через плечо одета сумка и в руках посох. Она протянула свою руку к пленнице. Чуть поодаль стоит девушка со склоненной головой и задумчивым лицом. Она одета в синий кафтан и покрыта желтым платком. Из-за ее плеча выглядывает монахиня. С печалью смотрит она на узницу.

Чуть дальше от саней стоят две женщины в дорогих убранствах. На них меховые шапки и дорогие зипуны. На плечах наброшены красивые узорчатые платки. Они из одного сословия с пленницей. Возможно, они родственницы и пришли ее проводить.

С левой стороны от саней бежит мальчик - слуга в теплом тулупе и длинных сапогах. На голове у него надет треух с опушкой из меха. Он торопится, чтобы не отстать от саней. Подросток проваливается в сугробы, оставляя после себя следы. От полозьев саней тоже остаются следы - две глубокие борозды.

Большая часть провожающих людей с участием смотрят на плененную боярыню. Остальных людей художник нарисовал улыбающимися. На холсте автор нарисовал самого себя в толпе в роли странствующего, который сочувствует героине картины. На полотне художник запечатлел икону Божией Матери, которая печально смотрит на все со стороны. Основная масса людей воспринимает происходящее как трагедию, с состраданием смотря вслед удаляющейся повозке.

Кисть великого художника Сурикова В.И. с помощью живописи раскрыла загадочную русскую душу, умеющую глубокого переживать и сострадать. На примере образа боярыни Морозовой видно, что если человек целеустремлен, верит в идею, идет к ней, то он становится сильным и мужественным. Эта цель заставляет человека уверенно идти по жизненному пути, ставить перед собой цели и задачи, развиваться и достигать новых высот.

2 вариант

Создание шедевра «Боярыня Морозова» В. И. Суриковым в 19 веке связано с масштабными событиями, происходящими в то время в России. Деление веры на новую и старую послужило причиной массовых движений, раскола. С этой темой и связно создание эпизода картины.

На картине автор изобразил зимний пасмурный день. Многочисленная толпа людей сосредоточила внимание на повозке, в которой едет всем известная боярыня Морозова. На снегу остались глубокие следы от полозьев и людей. Женщина прославилась своей решительностью и преданностью вере. Она гордо подняла кверху правую руку и представила два перста. Левой крепко вцепилась за палку. Ее одежда настолько черная, что от этого цвета возникает необычное ощущение торжества, победы над чем-то. Темная зимняя одежда, сшитая из бархата, шапка и платок – все это подчеркивает ее слишком бледное лицо, горящие глаза, в которых заметно бешенство. Ее поза – отклоненное назад тело, жест рукой говорят о громкой уверенной речи, призыве продолжать начатое дело, выступать в защиту своей веры. Ее не страшат ни оковы на ногах и руках, ни наказание в будущем.

На переднем плане изображен юродивый, который в знак поддержки боярыни встал на колено и также поднял два пальца. Его не смущает ни нищенская рваная одежда, ни то, что сидит на снегу. Часть людей из толпы сильно напугана. Боязнь казни заставляет их отворачивать лица и поторопиться вперед. Некоторые всячески стараются поддержать словесно и жестами главную героиню картины В. И. Сурикова. Женщина в черном одеянии справа, с трудом держась за палку, с горечью на лице выражает сострадание арестованной. Занимающие позади ее девушки в разноцветных платках с сожалением склонили головы. Их опущенные глаза говорят о желании, но невозможности помочь. Многие жители изображенной деревни – это обеспеченные, довольные жизнью люди. На их лицах светятся улыбки. Их социальный статус подчеркивает одежда, отличающаяся роскошью. Слева от саней толпу догоняет мальчик в меховой шапке, сапогах и шубе.

Задний фон картины занимают крыши зданий, засыпанные снегом, теряющиеся в легкой дымке. Яркие, насыщенные оттенки полотна не соответствуют общему настроению происходящего. Событие, которому посвящен эпизод, наполнено трагизмом. Но участие в нем приняли и сторонники, и те, кто не захотел сопротивляться происходящим изменениям.

Таким образом, глядя на картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», зритель становится участником важного исторического события, связанного с расколом церкви, тем, насколько самоотверженным может быть русская женщина.

Описание по картине

Известная картина Василия Ивановича погружает зрителя во времена раскола церкви на Руси. Пришли новые веяния. Их утвердили, никого не спрашивали, нужно это или нет. Боярыня Морозова была сторонником старых традиций и порядков. Она отчаянно защищала свои принципы. У боярыни было ни мало сторонников, но не каждый отстаивал прежние устои.

Морозова отказалась принять новое крещение, за что была наказана и отправлена в острог. Вновь, как и на картине со стрелецкой казнью, автор использует тусклые и темные тона. Крыши домов покрыты серой дымкой. Вдали виднеется православный храм. Теперь ничто не будет, как прежде.

В центре картины изображена главная героиня – Морозова. Её заковали в кандалы, бросили на укрытую соломой тележку и отправили в дорогу. Женщина нисколько не смутилась от происходящего. Она продолжала уверенно настаивать на своей правоте. Боярыня поднимает руку к небу. Можно заметить, что она показывает два перста. Это старый обряд. Теперь насильно можно креститься только тремя перстами. Все противника наказывались и не каждый решался противостоять. Хотя и старообрядцев было много.

Морозова одета в чёрное одеяние. Поверх её шапки надет платок. Лицо женщины побледнело, её напрягают происходящие события, но она не собирается сдаваться. Женщина продолжает говорить что-то сопровождающим её людям. Вероятно, она хочет достучаться до их сердец и объяснить всю серьезность ситуации. Морозова хочет донести, что это всё веяния из западных стран.

Поза боярыни свидетельствует об уверенности в собственной правоте. Женщину не смогли запугать, не смогли сломить. Боярыня сильна духом и готова ответить за свои слова и поступки. Она принимает всё случившееся с ней, как испытание и твёрдо идёт до конца. Морозова принимает образ мученицы.

Лошадь тянет сани. Идёт медленно, потому что толпа создала коридор у дороги. Все жители деревни внимательно наблюдают за путешествием старовера. Её невозможно запугать отвержением. Тот факт, что боярыню выставили напоказ, нисколько не смутил её. Она использует это на свою пользу, чтобы убедить народ в собственной правоте.

Ведь это обряды нашей церкви, которые исполнялись годами и не переменялись. А тут привезли какие-то нововведения и заставили всех выполнять всё до деталей. Этот факт возмутил многих, особенно ярых сторонников традиций, которые готовы биться за правду ценою собственных жизней. Морозова была одной из них.

Старцы с особой печалью и состраданием сопровождают Морозову. Ведь они сами придерживаются таких же принципов, но уже по старости лет не способны ничего отстаивать. Они могут только провожать боярыню взглядом, да благословлять во след.

С левой стороны стоят люди средних лет. Они внимательно наблюдают за происходящим событием. Рядом с повозкой бегут дети. Для них это просто развлечение. Они ничего не смыслят в обрядах, им нравится обстановка, когда рядом много людей. Хочется оказаться в центре внимания, поэтому они бегут за лошадью и пытаются протиснуться в толпу.

7 класс

Сурикова - Боярыня Морозова

Сурикова - Боярыня Морозова
Сейчас читают: