Анализ комедии Ревизор Гоголя
История создания:
Годом начала работы над пьесой было 1835, когда великий русский автор, Николай Васильевич Гоголь, обратился к своему коллеге Александру Сергеевичу Пушкину за идеей. Именно Пушкин поделился анекдотом о фальшивом инспекторе из Устюжны, который обокрал местное население, и это послужило вдохновением для Гоголя к созданию пятиактового произведения "Ревизор". В этой работе он объединил все недостатки своего общества, осмеяв их. Пьесу тепло приняли другие авторы.
Жанр:
Пьеса относится к жанру комедии.
Сюжет и центральная тема:
Градоначальник Сквозник-Дмухановский созывает своих подчиненных, чтобы объявить о прибытии из Петербурга инспектора в скрытой личности. Все они ужасаются, поскольку их могут покарать за многочисленные злоупотребления.
Бобчинский и Добчинский – местные помещики, неверно принимают молодого человека, который ссорился с работниками трактира и отказался платить по счету как ревизора. Они думают: если этот человек не оплачивает ужин и никуда не собирается уезжать - то это их "неожиданный" гость. На самом деле, юноша – неразумный Иван Александрович Хлестаков, который остался без денег из-за проигрыша в карты и был не способен расплатиться за обед.
Антон Антонович вместе со страхом направляется к гостинице, где расположился "ревизор". Потрясенный Хлестаков объяснил свое пребывание здесь из-за строгого отца в Петербурге. Однако никто не верил его истории и предположили, что он все придумал для разоблачения их незаконных действий. Страх быть уличенными заставляет чиновников сбегать к "ревизору" под различными отговорками и передавать ему взятки.
Все это вводит Хлестакова в заблуждение, но вскоре он сам начинает верить, что является уважаемым лицом. Градоначальник предлагает "ревизору" перебраться к нему домой под присмотр своей жены и дочери.
После этого Хлестаков влюбляется в дочь градоначальника, они даже планируют свадьбу. К тому времени на Хлестакова начинают поступать многочисленные жалобы от местных торговцев и унтер-офицерской вдовы.
В конце концов, "ревизор" сбегает вместе со всеми деньгами и оставляет город позади. Но почтальон читает его письмо к другу, что обличает Хлестакова как лже-ревизора. Шокированные жители узнают правду, когда жандарм объявляет приезд настоящего инспектора из Петербурга.
Тематика:
Целью пьесы было отобразить недостатки общественного устройства и показать глупость, мерзость и лицемерие чиновников. Показывает бездушную составляющую общества.
Персонажи произведения:
Хлестаков – это незначительный, глупый чиновник, которого все приняли за ревизора.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городской голова
Анна Андреевна - жена градоначальника
Марья Антоновна – его дочь.
Бобчинский и Добчинский помещики,
Жители города
Структура произведения:
Особенность структуры пьесы заключается в том, что она начинается без привычной экспозиции. Структурно это кольцевое построение: об инспекторе упоминают как на старте, так и в конце произведения. Герой истории - лживый и аморальный человек, что является редкостью для литературного мира того времени.
Пример 2
В 1835 году великий автор Николай Гоголь начал трудиться над своей революционной пьесой "Ревизор", концепцию которой он получил от Александра Пушкина. В самом начале следующего года, в 1836-м, эта комедия была впервые показана на сценах театров Москвы и Петербурга. Однако Гоголь не остановился и продолжал улучшать текст своего творения до 1842 года, когда финальная версия этого произведения наконец была завершена.
Пьеса "Ревизор" открыла новые горизонты в драматургии. Гоголь представил комедию социального толка без классической любовной линии. Сюжетная подача ухаживаний Ивана Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной выглядит скорее как насмешка над концепцией высоких чувств. Весьма примечательно, что в пьесе отсутствуют положительные персонажи, на что Гоголь отвечал утверждением о том, что главный герой произведения — это смех.
Сама структура пьесы отличается от обычного строения произведений. В ней отсутствует классическая экспозиция: сразу же со слов Городничего начинается развитие сюжетной линии. Финальная немая сцена была полным сюрпризом для критиков и театрального сообщества, так как данный прием был впервые использован Гоголем.
Традиционный конфуз, возникающий из-за главного персонажа, приобретает совершенно новый оттенок у Гоголя. Хлестаков не задумывал обманывать и выдавать себя за ревизора — он лишь удивлялся тому, как местное начальство льстит ему только потому, что он из столицы и модно одет. Осип, его слуга, помогает открыть глаза Хлестакову на происходящее и убедить его бежать, пока это возможно.
При этом сюжет всей комедии выстроен по принципу замкнутого круга: она начинается и заканчивается одинаковым образом — слухами о приезде ревизора. Гоголь также отличился тем, что в пьесе отсутствуют второстепенные сюжетные линии. Все персонажи активно участвуют в основном драматическом конфликте.
Особое внимание привлекает сам главный герой. Впервые таким образом был изображен пустой и глупый человек. Писатель называет Хлестакова "без царя в голове". Непосредственность героя проявляется ярко в сценах лжи, так как его воображение настолько богато, что он не может остановиться. Он создает одну нелепость за другой и даже сам верит в свою ложь.
"Ревизор" — это зеркало российской жизни XIX века, в котором отражены различные сферы: государственная власть, медицина, образование, почтовое ведомство, полиция и многие другие. Писатель выставляет на обозрение публики массу неприглядных аспектов современности.
Уникальным элементом пьесы является источник драматизма — это страх. В России того времени ревизии проводили высокопоставленные чиновники, что приводило к массовой панике при упоминании о приезде ревизора.
Все события первого действия сосредоточены на обсуждении "прегрешений" каждого из чиновников и решении как скрыть их от глаз ревизора. Понятно, что никто из них не считает себя виноватым и не собирается менять свое поведение — все будет временно приукрашено для проверяющего.
В пьесе Гоголь создает образ общего чиновничества: служащие всех уровней, объединенные своими корыстными интересами. Главная фигура — городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, на службе уже тридцать лет.
Отдельного внимания заслуживают и другие персонажи: судья Ляпкин-Тяпкин, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений Земляника. Особую комичность придают парочка городских сплетников — Бобчинский и Добчинский.
Гоголь обещал Пушкину, что "Ревизор" будет смешнее любого представления. И действительно, после просмотра этой пьесы даже царь Николай I признал: "Всем досталось. А мне больше всего".
Анализ 3
В комедии "Ревизор" Николай Гоголь фокусирует свое повествование на быте российских чиновников, остро критикуя устоявшиеся нормы их существования. Комические элементы проникают в каждую строчку произведения и характеризуют каждого персонажа.
Малозначительная фигура Хлестакова вызывает панический страх во всем населении города, где местные бюрократы успели наработать достаточное количество интриг. Будучи искусным лжецом, убедившимся в своих фантазиях до такой степени что заражает этой уверенностью и других людей, Хлестаков не планирует покидать город и нисколько не боится раскрытия своего обмана. Он действует рискованно, позволяя себе кокетничать с женщинами, привлекательными для него.
Антон Антонович - далеко не глупый персонаж, всегда стремящийся извлечь выгоду в любой ситуации. Играя на своем эгоизме он ставит собственные интересы выше всего другого. Не осознавая лжи Хлестакова, Антон уже представляет себя устроенным благодаря ему в Петербурге, но все его мечты разбиваются о реальность с приездом действительного ревизора.
Осип – верный помощник и хитрец Хлестакова - легко адаптируется к различным обстоятельствам. Это он советует владельцу ускользнуть из города как можно скорее. Осознавая, что его хозяин без него пропадёт, Осип позволяет себе фамильярность с ним.
Гоголь создает характерную ситуацию в некоем обобщенном образе города N., где чиновники живут по своим собственным правилам и желаниям.
Это произведение Гоголя до сих пор отражает актуальные проблемы, когда высшее руководство не предпринимает усилий для улучшения жизни простых людей.
Автор подчеркивает негативные стороны каждого персонажа: богатые дамы изображены как вульгарные и алчные существа, тогда как автор высмеивает обычных граждан за их готовность служить капризам своих господ.
Эпиграфом Гоголь выбирает строчку "На зеркало неча пенять, коли рожа крива", чтобы показать обилие современных ему проблем в обществе, но далеко не каждый был способен признать их актуальность.
Гоголь делает так, что ни один герой его пьесы не остается безупречным - это указывает на то, что все каким-то образом ответственны. Чиновники эксплуатируют народ, который разрешает такое обращение и продолжают жить в бедности.
Гоголь призывает читателей к самоанализу прежде чем осуждать других - необходимо изжить зло внутри себя, чтобы сократить этот круг негатива и невежества.
Анализ произведения Ревизор (мое мнение) 8 класс
В реалистичной социальной комедии Николая Васильевича Гоголя описывается уникальная ситуация в провинциальном городе под названием N. Городские служители по недоразумению принимают юношу, известного как Иван Александрович Хлестаков, за инспектора. В стремлении произвести на него благоприятное впечатление и замаскировать все пробелы в управлении они невольно раскрывают перед ним всю глубину проблем бюрократической системы России тех времен.
Сюжет начинается с интригующей детали: чтения городским головой письма о грядущем приезде инспектора. Эта новость вызывает у всех присутствующих удивление и тревогу, ведь положение дел в городе N далеко от совершенства. Совпадает так, что именно в этот момент в город прибывает Хлестаков - проигравший все свои средства за игрой карты. У него не хватает даже денег на обед, но его внешний вид и манеры местные жители воспринимают как черты столичного джентльмена, вспоминая недавно полученное письмо. Это приводит их к выводу, что он есть тот самый инспектор.
Следующий этап развития сюжета связан именно с Хлестаковым - "ревизором". Побуждаемые страхом неприятностей, городские власти пытаются угодить мнимому инспектору всеми доступными средствами. Они оплачивают его обед и проживание в таверне, дают ему деньги на прокорм. Изначально они планировали дать взятку, но решили представить это как займ, чтобы избежать подозрений. Размышления персонажей о коррупции придают сценам дополнительную пикантность.
Но главное в этом произведении - это использование автором сатиры для передачи иронии ситуации. Чиновники представлены как карикатурные фигуры, а общество того времени выглядит через гротескно увеличивающую линзу. В комедии Гоголя присутствует противостояние между обычными людьми и самодержавным чиновничьим аппаратом. Город N стал символическим представлением всей России.
Особое внимание заслуживает заключительная сцена пьесы, в которой посредством немого действа автор позволяет глубже понять разочарование и осознание чиновников. Только к финалу они приходят к пониманию собственного невежества.
Таким образом, Гоголь в своем произведении поднимает социальные вопросы: коррупция, бесчинство чиновников и незнание законов - все это сохраняет свою актуальность по сей день. Хлестакова не пришлось специально обманывать или притворяться для того чтобы стать мнимым инспектором. Горожане сами были готовы обеспечить его всем необходимым, только бы он остался довольным их обслуживанием и городскими порядками.
8 класс
- Сочинение по картине Крамского Крестьянин с уздечкой
Знаменитый художник и художественный критик за свою непродолжительную жизнь оставил наследие из большого количества художественных произведений. В их число входят портреты известных политических деятелей девятнадцатого века,
- Сочинение на тему Вид из моего окна зимой
Сегодня я проснулась оттого, что в комнате было светло. Подумав, что проспала, я посмотрела на часы. Время было обычное. Подойдя к окну, я поняла, в чём дело. За ночь выпал снег и покрыл землю белой простынёй.
- Сочинение на тему Моя мама (описание внешности)
Практически каждый из нас может сказать, что его мама самая лучшая. Ведь именно мама для нас самый близкий и родной человек. Моя мама всегда вызывает у меня восхищение.
- Сочинение на тему Вид из окна осенью
Осень — холодное время года. В это время мы меньше гуляем и чаще сидим дома. А когда сидишь дома, иногда хочется посмотреть в окно. Осенью вид из окна красивый.
- Сочинение по картине Васильева Мокрый луг 5, 8 класс
Эта картина написана знаменитым художником-пейзажистом 19-го века. В 1970 году художник сильно заболел, врачи обнаружили у него туберкулёз, ему было рекомендовано ехать в южные края. Художник принял решение поехать в Крым, но ему там особо не понравилось,
- Сочинение Собака мое любимое животное 5 класс
Наверное, у многих есть домашние любимцы. Котики, собачки, рыбки, попугаи - все они требуют душевной теплоты и особого ухода. Как приятно, когда с тобой есть тот, кто предаст особой атмосферы в доме, или в квартире. Не стоит обижать своих младших друзей,