Портрет - анализ повести Гоголя 10 класс

"Портрет", творение Гоголя, впервые появился на литературной сцене в 1834 году и затем был опубликован через год как часть сборника "Арабески". Это произведение представляет собой повесть.

Тематика этой работы сосредоточена вокруг искусства, миссии художников и подлинности их талантливости. В центре внимания оказывается судьба двух мастеров кисти: юного Чарткова, у которого был огромный потенциал в сфере живописи, но который его растерял из-за искушений мирской славы; и анонимного художника-самоучки, отказавшегося от материальных благ ради истинного искусства.

Первая часть повествования фокусируется на Чарткове. Вторая же описывает мистическую историю портрета, который становится символом подлинного таланта и его власти над жизнью людей.

В сюжете молодой гениальный художник обретает старинный портрет ростовщика в лавке. Пронзительные глаза на этой картине будто оживали, словно взгляд пронизывал и следил за ним.

Однажды Чарткову видится сон, где загадочный старик пересчитывает золото у него в комнате. Проснувшись, герой обнаруживает деньги внутри рамки портрета. С тех пор его жизнь меняется: роскошная квартира, дорогая одежда и заказы от высокопоставленных людей.

Признание и богатство приходят к Чарткову легко - он начинает писать шаблонные картинки для своих клиентов. Но годы пролетают, и однажды на выставке искусства в Италии он усматривает своего бывшего коллегу по переполненному талантом полотну.

Возвращение домой становится началом краха Чарткова: он пытается снова создать что-то величественное, но понимает свою беспомощность. Потерявшийся и уязвленный своим отсутствием таланта художник начинает скупать произведения молодых мастеров только для их последующего разрушения.

Вторая часть истории посвящена повествованию о создателе портрета ростовщика. Этот старик, известный как злоупотребитель людей через кредитные сделки, обращается к самородку-художнику для своего изображения.

Используя его недобрый облик как основание для олицетворения дьявола в своем искусстве, художник начинает рисовать портрет. Но подобие глаз старика вызвало у него глубокий страх и он отказывается закончить работу.

Смерть ростовщика приводит к тому, что картину оставляют себе. Сам же автор картины уезжает в монастырь, где творит новое полотно, воспевающее рождение Иисуса Христа.

После рассказа Б., сына художника-самоучки о портрете ростовщика и его зловещем влиянии на людей, все поворачиваются к месту где висела картина, но она уже исчезла.

Вариант №2

Гоголь заключил центральную концепцию своего творения в его названии - "Портрет". Это название становится основным элементом тематики рассказа. Благодаря ему жанр обычной повести приобретает оттенок детективности, что влияет и на жизненные перипетии ключевого героя.

Изображение портрета содержит в себе глубинный смысл: это аллегория безудержного эгоизма, жадности и распущенности. Автор поднимает вопрос об истинной роли искусства в обществе, о его направлении и целях. Искусство способно либо стать источником спасения для человека или же привести к его погибели, особенно если он тесно связан с искусством.

Гоголь мотивирует читателей глубже исследовать идею произведения через выбор своего названия. Он мог бы использовать другие наименования, которые не раскрыли бы всю загадочность и отношение автора к стоящей проблеме. Заглавие же заставляет читателя сосредоточиться на портрете - главном элементе сюжетного развития.

С трудом можно отнести данное произведение к фантастическому реализму, которому Гоголь склонен в других работах. Здесь мистический эффект и напряжение присутствуют, но они не связаны со сверхъестественными сущностями или силами. Они сосредоточены на самой картине и человеке, изображенном на ней.

В результате история приобретает оттенок детектива: читателя волнует вопрос о происхождении средств для создания портрета. Автор предоставляет ответы по ходу повествования. В дополнение к этому, портрет бесследно исчезнет в неизвестных обстоятельствах прямо на аукционе - ещё одна интригующая детективная загадка без прямого разрешения. Читатель должен будет сам додумать конец истории и ее развитие, основываясь на уже известном.

 (идея и главная мысль, суть и смысл, темы)

Сейчас читают: