Анализ повести Гоголя Вий

В 1835 году Николай Гоголь опубликовал сборник "Миргород", где одной из частей стала повесть "Вий".  Это жуткое произведение рассказывает о существовании мифического существа, способного убить взглядом, вдохновлённого народными преданиями и фольклором. Сама интерпретация слова "Вий" неоднозначна, многие связывают его с украинскими словами, означающими веки или ресницы - именно взгляд персонажа обладает магической силой.

Повесть имела огромное значение для Гоголя, он неоднократно возвращался к её идеям и  в течение жизни она была переиздана дважды.  Жанрово "Вий" классифицируется как мистическая повесть, не очень распространённый в русской литературе жанр, но привносящий особый колорит. Произведение также пронизано мифологическими мотивами и народными поверьями.

Сюжет повести прост и вместе с тем продуман до мельчайших деталей:  три студента из Киевской бурсы, заблудившись, находят приют в отдаленном хуторе у старухи-ведьмы. Одна из них - Хома Брут - становится ее объектом внимания, но молитвы спасают его от колдовства. Вторая часть повествует о том, как Хома, вернувшись в Киев, оказывается перед лицом возрождённой ведьмы, теперь молоденькой панночкой.  В церкви он пытается защитить себя от её мстительных порывов, но на третью ночь злые силы призвали самого "Вия". Страх и смертельный взгляд чудовища приводят к гибели Хомы.

"Вий" олицетворяет сатану, воплощение зла и всех народных страхов. Молодая панночка - его приспешница, а Хома - типичный представитель своего времени: ленивый, безалаберный студент, который пытается заглушить тревоги алкоголем и весельем.

Помимо мистических событий, повесть затрагивает вечные темы добра и зла, борющихся за душу человека. В "Вие" Гоголь показывает, что личность, не нашедшая в себе силы противостоять злу, обречена. Светлые силы могут помочь только тогда, когда человек сам желает бороться за себя.

Произведение неоднозначно интерпретируется: одни видят лишь откровенное изображение нечисти, другие же усматривают в нём отражение всей эпохи, пороков общества, социального неравенства и беззакония.

Вариант №2

"Вий", известное произведение Николая Гоголя вызвало противоречивую реакцию общественности. В примечании к творению автор утверждает, что вдохновение для написания было найдено в народных легендах, переданных с минимальными изменениями. Несмотря на это заявление Гоголя, специалисты по фольклору и исследователи до сегодняшнего дня не обнаружили ни одного рассказа или предания напоминающего "Вий".

Сюжет этой повести достаточно прямолинеен, но сбалансирован элементами мистики и сверхъестественного, что делает его захватывающим чтением.

Главный герой - Хома Брут, начинающий репетитор, сталкивается со страшным происшествием. Ведьма использовала его в качестве лошади для ночных поездок по полям и лесам до рассвета. Эту ведьму он смог одолеть только благодаря молитве.

Он вернулся к себе в Киев после этого ужасного опыта, но это не было концом его бед. Ректор его учебного заведения получает приказ отправить Хому на помощь сотнику: прочесть молитвы над его дочерью перед смертью.

Прибыв туда, он ужасается и узнает ведьму из предыдущего инцидента. Во время трех ночных бдений в церкви Хоме пришлось противостоять усопшей, которая оживала из гроба.

В последнюю ночь Вий - могучее существо, главарь эльфов со страшилищными веками, был вызван ведьмой. Его помощники должны были поднять его ресницы вилами. Смертельный взгляд этого существа уничтожал все обереги.

В результате защитный круг Хомы ослабел и он скончался от страха до того, как мог стать жертвой ведьмы или ее демонов.

Гоголь блестяще соединяет повседневные сцены простой крестьянской жизни с устрашающими мистическими событиями. Верования людей в те времена были переплетены, и они верили как в единого бога, так и во внушительное присутствие злых сил в своем доме.

В повести Гоголя люди также глубоко укоренили старые народные предания. Эти рассказы стали частью их жизни и образа мыслей, формируя своеобразную культурную атмосферу того времени."

Сейчас читают: