Анализ комедии Гоголя Женитьба

История создания комедии "Женитьба"

Эта пьеса Николая Гоголя, имеющая подзаголовок "Совершенно невероятное событие в двух действиях", была впервые опубликована в 1842 году. Первые постановки состоялись в Александринском театре и Малом театре в декабре 1842 года и феврале 1843 года соответственно.

Написание комедии заняло у Гоголя около девяти лет, начавшись в 1833 году под названием "Женихи". Первоначальный замысел предполагал трёхактную пьесу, действие которой разворачивалось в деревне среди помещиков. В центре сюжета были женихи-соперники, которые пытались завоевать руку невесты лестью, хитростью и даже кулаками.

В 1835 году Гоголь переработал пьесу, дав ей название "Женитьба".  Он прервал работу над ней из-за написания "Ревизора", но в 1836 году возобновил ее по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Комедия была завершена к 1842 году.

Жанр и художественное направление

"Женитьба" считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и сосредоточился на чиновничьей среде Петербурга 30-х годов. Через своих героев он продемонстрировал образ жизни этого города. Герои, находясь в домашней обстановке, раскрываются как социальные типы, что делает пьесу социально значимой.

Многие исследователи относят "Женитьбу", как и "Ревизора", к реалистическому направлению в литературе. Подколесин, главный герой, предшественник Обломова, готов отказаться от счастья, лишь бы не предпринимать активных действий. Однако, в отличие от Обломова, чья робость объясняется крепостным правом и обстоятельствами жизни, причины нерешительности Подколесина остаются для зрителя загадкой. Этот пример демонстрирует логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком.

"Женитьба", как и "Ревизор", является сатирической комедией.  Гоголь высмеивает не только индивидуальные особенности героев, как это было принято в классицистических комедиях, но и отдельные социальные явления, например, женитьбу как способ повышения социального статуса. Сатира направлена на жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.

Тема, сюжет и композиция

Тема пьесы заключена в ее названии: "Женитьба".  Это не результат любовных отношений, а сделка, коммерческое предприятие. Структура комедии гармонична, с четким планом. Гоголь нашел формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие – все определяется женитьбой и соперничеством женихов. В финальной редакции появляется мотив страха перед переменами.

Композиция пьесы закольцована: комедия начинается и заканчивается одним и тем же. Интрига, по мнению Юрия Манна, является миражной. "Миражность" и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.

Сюжет строится вокруг поиска выгодного жениха. Купеческая дочь хочет выйти замуж за дворянина, а дворянские женихи ищут богатую невесту. Главные герои нерешительны. В этих чертах проявляется психологизм Гоголя: привычки сильнее желания повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених). Важно также понимание страха перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий ("миражности"). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приемы. Невеста колеблется, создавая идеального мужа из частей разных женихов. Подколесин тоже сомневается. В итоге, его нерешительность приводит к развязке – прыжку в окно, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.

Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.

Герои и образы

Система персонажей в комедии, по словам А. Белого, "двурельефна", то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары.

Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них одинаковая цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к "миражности": деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комические амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.

Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовываются несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов. Кочкарёв – человек, тратящий энергию на пустое дело и сам не понимающий ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет. Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.

Конфликт

В комедии присутствуют как внешний, так и внутренний конфликт. Внешний конфликт между женихами легко разрешается Кочкарёвым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.

Художественное своеобразие

Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарёва.

Гоголь использует прием, который широко использовали драматурги 20 века, доводя ситуации и поступки героев до абсурда.  Однако герои воспринимают это как нормальное и даже обыденное. Исключение составляет одно событие – прыжок в окно. Именно он дает Гоголю право назвать в подзаголовке комедию "невероятным событием".

Сейчас читают: