Анализ 3 действия комедии Ревизор Гоголя

Третье действие "Ревизора", плод пера Николая Гоголя, служит апофеозом пьесы. Кульминацией становится эпизод обманчивых речей Хлестакова - здесь местные чиновники, вначале лишь ощущавшие угрозу внезапного инспекционного посещения и испытывали начальный страх, теперь погружаются в глубокий ступор от страха.

Они теряют контроль над собой: трясутся всем телом, натужно вытягиваются на месте. Комизм достигает своего вершины из-за контраста между ничтожеством Хлестакова и грандиозным впечатлением, которое он создал своими лживыми рассказами.

Главную роль в третьем акте отводят Ивану Александровичу Хлестакову. Именно здесь раскрывается его истинная сущность: формируется понятие "хлестаковщины". Все персонажи не замечают, что мнимый инспектор - это карикатура.

Хлестаков представляет себя в качестве руководителя департамента и уверяет всех вокруг о его влиянии даже на государственного советника. Затем он продолжает взлетать выше до того момента, когда готов превратиться во фельдмаршала - но комически падает с этого вершины.

Его хвастовство и преувеличение собственной роли заставляет Хлестакова самонадеянно поверить в то, что он известный автор, который создал все популярные произведения одной ночью.

Он описывает свои стихи как нечто случайное, а зал переднего входа полон графами и князьями. В его мире служащий - "скользкая крыса", пишущая с помощью пера: "Тр-тр... он начал писать".

Его нелепые истории о игре в карты с посланниками, дружбе со знаменитым поэтом Пушкиным вызывают улыбку. Но поскольку Хлестаков никогда не бывал там, где забросило его лживое воображение и не знает обеденного меню этих мест - он выдумывает 700-рублевый арбуз или суп в кастрюле из Парижа.

Вся эта непомерная масса лжи ни на что не направлена, никакой практической цели и утилитарной выгоды. Именно это является основанием "хлестаковщины", отражающей пустоту человека, одержимого лишь самолюбованием.

Во время третьего акта в головах персонажей не появляется ни одной мудрой или серьезной мысли. Писатель Гоголь продолжает разоблачать коррупционную сущность чиновничьего аппарата: Земляника говорит Хлестакову, что его пациенты "выздоравливают как мухи".

Градоначальник описывает себя заботливым руководителем города и его указания перед этим днем и уточняющие реплики других героев обнажают его хищную природу.

Таким образом, в третьем действии усиливается разоблачительный характер пьесы. Смех как инструмент выражения идеи имеет множество оттенков: он и веселый комический жанр, и фарс, и острая сатира.

Вариант 2

Николай Гоголь, гениальный мастер слова, использует гротеск, необычные ситуации и яркие образы, чтобы передать глубокий смысл своим произведениям.  В "Ревизоре" сюжет увлекательно развивается, втягивая читателя в клубок интриги.

Особую остроту приобретает момент, когда Хлестаков, обычный ничтожный человек, начинает искренне верить в свою роль ревизора. Такой персонаж –  простодушный обманщик,  является новаторством для литературы того времени. 

Третье действие пьесы является кульминационным моментом, где Хлестаков, подпитываемый вниманием и поклонением чиновников, начинает выдумывать фантастические истории о своем якобы высоком статусе. Он играет роль ревизора с такой убежденностью, что сам начинает в это верить. 

Этот момент критически важен для понимания всей драмы. Если бы Хлестаков признался в своей ложности, все могло бы закончиться иначе. Но он подыгрывает чиновникам, усугубляя ситуацию и доводя эмоциональное напряжение до предела.

Хлестаков,  пусть и глуп и ничтожен, в этом моменте предстает как человек, жаждущий власти и признания. Чиновники же, охваченные страхом и желанием понравиться мнимому ревизору, слепо верят его выдумкам.

Таким образом, шестое явление третьего действия становится кульминацией всего произведения: пустой Хлестаков превращается в значительную фигуру, а чиновники падают в крайнюю панику и благоговение перед ним.

Анализ 3 действия комедии Ревизор (размышление)

Комедия Гоголя "Ревизор" - это яркий сатирический портрет российской действительности 19 века. Автор не смеётся над социальными институтами, а высмеивает пороки и низость человеческой натуры. В пьесе нет положительных героев, все персонажи, от чиновников до горожан, пропитаны жадностью, лицемерием и бездуховностью.

Особое внимание Гоголь уделяет сцене лжи Хлестакова. Его выдумки настолько абсурдны, что граничат с гротеском. Он придумывает несуществующие связи с Пушкиным, хвастается несуществующим званием и роскошным бытом, в то время как сам голодает.

Смех автора пронизывает всю пьесу. Нелепые ситуации, ошибки персонажей, ироничные диалоги, а также манера поведения чиновников, которые ловко обманывают друг друга, создают комический эффект. Сатира Гоголя помогает ярко и беспощадно показать пороки российской бюрократии и общественной морали.

Образ Хлестакова, построенный на лжи и выдумках, становится символом фальши и лицемерия, царящих в обществе.  Горожане, не способные отличить правду от лжи, лишь подчёркивают свою культурную деградацию.

Вранье и выдумки становятся у Гоголя инструментом, с помощью которого он пытается показать зрителю суровую реальность, где ложь торжествует.

Сейчас читают: