Анализ произведения Скупой рыцарь Пушкина

История создания

Пушкинская "Скупой рыцарь" возникла в 1826 году и была завершена на осени 1830 года в Болдине, опубликована она стала лишь в 1836 году в издании «Современник». Стихотворная комедия получила подзаголовок "Из Ченстоновой трагикомедии", однако у Шенстона, автора 18 века (его имя на рубеже веков обозначали как Ченстон), такой драмы не существовало. Возможно, Пушкин ссылался на иностранного автора для того чтобы избежать подозрений, что он описывает собственные отношения со своим отцом, известным своей бережливостью.

Тематика и сюжет

"Скупой рыцарь", произведение Пушкина, служит началом цикла драматических этюдов, коротких пьес, названных впоследствии "Маленькими трагедиями". В каждой из этих пьес автор стремился обнажить конкретные аспекты человеческой психики, всепоглощающие страсти (в данном случае скупость). Психологические портреты раскрываются в контексте необычных и острых ситуаций.

Персонажи и их образы

Барон, главный герой пьесы, обладает богатством, но настолько жаден, что отказывается тратить даже мелкие суммы из своих золотых сундуков. Деньги для него не служители или друзья, как для ростовщика Соломона, а властелины. Барон отрицает своё рабство перед деньгами, веря что благодаря их спокойному хранению в сундуках, он контролирует всё: любовь, труд и даже зло. Он готов убить любого, кто покушается на его богатства, даже своего сына.

Соломон видит деньги как инструмент достижения целей или способ выжить. Но ради обогащения он не стесняется применять любые средства, предлагая Альберу убить собственного отца для получения наследства.

Альбер, молодой рыцарь, находится в полной зависимости от своего скупого отца. Ему не хватает средств даже на амуницию и одежду для пира, турниров и битв. Будучи добрым и благородным человеком, он вынужден принять вызов отца и готов драться до смерти.

Герцог, в свою очередь, представляет собой образ власти, которой он добровольно берет на себя бремя. Свою эпоху и человеческие сердца герцог считает ужасными. Через его речи Пушкин передает свое отношение к современности.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин проникновенно анализирует определенный порок, в "Скупом рыцаре" это скупость: изменение личности человека под её влиянием; покорность героя страсти и потеря его достоинства.

Конфликт

Основной конфликт развивается между скупым рыцарем и сыном, который требует свою долю богатства. Барон считает необходимым выстрадать богатство чтобы не расточить его в дальнейшем. Цели барона - сохранение и приумножение, а у Альбера - использовать и наслаждаться. Этот конфликт разрешается лишь смертью одной из сторон.

Композиция

Трагедия состоит из трех актов: в первом раскрывается трудное финансовое положение Альбера; во втором, через монолог барона, становится ясно что страсть овладела им полностью; и в третьем герцог вмешивается в конфликт, став невольной причиной гибели одержимого рыцаря. Заключение герцога о "ужасном веке" следует сразу после смерти барона.

Жанр

"Скупой рыцарь", являясь трагедией, представляет собой драматическое произведение, где главный герой умирает. Пушкин достиг малого размера своих трагедий, отбрасывая все второстепенные детали, чтобы сосредоточиться на психологии человека, одержимого страстью скупости.

Стиль и художественная особенность

Все "Маленькие трагедии" созданы для постановки. Трагический образ рыцаря в темном подвале среди мерцающего золота, освещенного свечой, выглядит театрально. Диалоги пьесы динамичны и монолог скупого рыцаря превращается в поэтический шедевр. Визуальные образы "Скупого рыцаря" остаются незабываемыми.

Анализ №2

Трагедия "Скупой рыцарь", созданная Пушкиным приблизительно в 20-х годах XIX столетия и представленная читателям на страницах журнала «Современник», ознаменовала начало серии его произведений, известной как "Маленькие трагедии". Пушкин критикует одну из самых уродливых сторон человеческой натуры - скупость.

Писатель перебрасывает нас во Францию, чтобы скрыть прямую связь со своим близким родственником – отцом. Именно он и есть тот самый зацикленный на деньгах персонаж, живущий в Париже вместе с шестью запечатанными сосудами полными богатства. Он никогда не трогает эти ресурсы: лишь открывает их для осмотра, а затем снова замыкает.

Основное стремление рыцаря - аккумулирование благосостояния, но он игнорирует свою глубокую душевную болезнь. Этот "золотой змий" полностью контролирует его разум и волю. Он убежден, что богатство принесет ему свободу от зависимости и независимость; однако не видит, как этот паразит лишает его человечности до такой степени, что даже собственный сын становится для него соперником.

Сын рыцаря - человек мужественный и силовой. Он часто побеждает на турнирах и привлекателен для женщин. Но в финансовом плане он полностью зависит от своего отца, который манипулирует его чувствами при помощи золота, оскорбляя самолюбие сына и его честь. Даже у человека с самым крепким духом можно сломать волю под давлением обстоятельств. И сын тайно мечтает избавиться от своего отца ради наследства.

Вмешательство герцога прекращает дуэль, и он клеймит сына зверем. Скупой рыцарь умирает не по воле человека, а под гнетом страха потери своих богатств. Почему бы ему просто не положить свои сбережения на банковский счет? Ведь даже тогда банки уже функционировали.

Еще одним персонажем является Соломон, который также устремил взоры на имущество рыцаря. Он без стеснения готов идти к цели любыми способами. Предлагает сыну отравить своего отца, но тот его прогоняет в гневе.

Напряжение достигло предела и только кончина одного из них может привести к успокоению дуэлянтов. Всего три акта в этой трагедии: признание сына об ужасном материальном положении, исповедь скупого рыцаря, вмешательство герцога и последующий конец скупердяя.

Пушкин описывает главного персонажа так метко и точно. Мы видим его среди мерцающего света свечей в темном подвале - он ласкает золотые монеты, а затем раздается зловещий шепот: "ужасное столетие, ужасные сердца". Поэтому произведение можно определить как трагедию.

Тема происходит в средневековой Франции. Это время на исходе старого порядка и зарождения нового - капитализма. Скупой рыцарь выступает одновременно как боец, так и ростовщик, предоставляющий займы под проценты.

В глазах сына его отец – это раб алжирский или цепной пес. Однако отец видит в своем сыне легкомысленного юношу, который получает богатство на блюдечке и без усилий участвует во всевозможных вечеринках.

Таким образом, каждый имеет свое собственное понятие правды.

Вариант №2

Многообразие стилей и жанров А.С.Пушкина поражает своей глубиной. Он гениальный мастер слова, в творческом арсенале которого проза, сказки, поэзия и драматические произведения. Писатель остроумно отражает эпоху его жизни, выявляет человеческие недостатки и исследует психологию проблемы. "Маленькие трагедии" - это страстный вопль из глубины души автора, который стремится передать читателю: как отчетливо видны такие пороки как алчность, глупость или зависть со стороны.

Первым произведением в серии "Маленькие трагедии" является "Скупой рыцарь". Для Пушкина потребовалось около четырех лет, чтобы воплотить его замысел.

Алчность - это порок, который всегда существовал и продолжает быть актуальным во все времена. В своем произведении "Скупой рыцарь" писатель переносит читателя в средневековую Францию, где центральный герой – барон Филипп. Он обладает богатством и одновременно с этим страдает от болезни накопительства. Золото становится его постоянной заботой: он не расходует деньги, лишь скапливая их без конца. Деньги поглотили все его чувства, они стали главным смыслом жизни барона Филиппа и управляют им полностью.

Сын барона, Альбер - благородный рыцарь с отважной душой. Он привлекает вниманием женщин своей красотой и обаянием, отличается на турнирах смелостью. Однако из-за материальной зависимости от своего жадного отца юноша не в состоянии приобрести необходимое для рыцаря снаряжение или пристойную одежду. В противовес своему суровому отцу, Альбер обладает душевной теплотой и доброжелательностью. Но тяжёлая материальная ситуация подорвала его волю: юноша начинает мечтать о наследстве.

Третьим персонажем пьесы является герцог, представляющий власть. Он выступает как арбитр между бароном и его сыном, выражая осуждение поступка Альбера в своем монологе. Смысл произведения и отношение Пушкина к описываемым событиям скрыты в словах герцога.

В структуре пьесы три акта: во время первого знакомимся с положением молодого рыцаря, второе действие посвящено монологу Филиппа - "скупому рыцарю", а третий заключает историю ужасной трагедии барона и вывод автора.

Смерть главного героя – это классическая развязка для любой трагедии, но Пушкин, в своем маленьком произведении, стремится показать внутреннюю психологическую зависимость человека от своего порока - скупости.

"Скупой рыцарь", написанный еще в XIX веке А. С.Пушкиным не теряет своей актуальности и сегодня: накопление материальных благ остается грехом человечества, конфликт между поколениями - открытым вопросом современного общества. Дети, отказывающиеся от заботы о своих стареющих родителях ради получения наследства – это не редкость в наши дни. Как и в трагедии Пушкина: "Ужасный век, ужасные сердца!" - можно применить к современному миру 21-го века.

Анализ трагедии Скупой рыцарь (рассуждение по теме) 8 класс

Пушкинская драма "Скупой рыцарь", созданная в первой трети девятнадцатого столетия и опубликованная на страницах издания "Современник", является первым произведением из серии, получившей название “Маленькие трагедии”. Пушкин здесь резко осуждает порок скупости.

Действие он переносит во Францию, чтобы скрыть подтекст истории о его отце. Отец - прообраз главного героя, живущего в Париже среди шести золотых сундуков. Он лишь рассматривает эти богатства и снова запирает их.

Приоритетом барона становится накопление богатств без понимания его внутреннего разложения. Этот "золотой паразит" полностью подчинил его, делая зависимым от золота, при этом он не замечает потерю человеческого достоинства и даже воспринимает собственного сына как угрозу. Разум барона начинает мутить: из-за денег вызывает на дуэль своего ребенка.

Сын рыцаря, сильный духом человек, триумфатор многочисленных турниров, красавец и кокетка женщин. Тем не менее его зависимость от отца делает его уязвимым для манипуляций со стороны последнего. Он унижается перед ним и теряет честь.

Вмешательство герцога останавливает дуэль, а барона вгоняют в могилу собственные страхи потери денег. Кто знает, не было ли банков того времени? Скупердяй предпочитал хранить свои богатства дома и трепетно оберегать каждую монету.

Соломон также пытается завладеть златыми запасами скупого рыцаря. Он предлагает сыну убийство отца, однако, сын отвергает это предложение в ужасе и готов бороться за свою честь против собственного родителя.

Напряженность достигает критической точки: только смерть одного из них может остановить конфликт.

Три ключевые сцены разворачиваются перед нами в трагедии: сын откровенно признается в своей финансовой нужде, затем мы слышим жалобы рыцаря и завершается все это герцогским интервенцией со смертью барона. Фраза "Страшное время, страшные сердца" становится эпиграфом произведения.

Изобразительная лексика Пушкина помогает визуализировать обстановку подвала, где рыцарь пересчитывает свои богатства при мерцающем свете. Его монолог настолько реалистичен, что вызывает трепет и ужас.

Действие трагедии происходит во времена средневековой Франции в пору зарождения капитализма: рыцарь становится ростовщиком, накопив огромное состояние.

В глазах каждого они видят разные вещи. Сын воспринимает отца как раба денег и цепного пса; с другой стороны, отец считает сына безответственным юношей-расточителем, ожидающим наследства.

8 класс

Анализ трагедии Скупой рыцарь

Анализ трагедии Скупой рыцарь
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Цирк

    Цирк – это место, где собираются люди, чтобы насладиться захватывающим зрелищем и развлечься. В цирке выступают акробаты, жонглеры, клоуны и

  • Сочинение Как я провел зимние каникулы

    Звонок с последнего урока был особенно громким, как будто веселился и радовался вместе с нами, празднуя окончание семестра и начало зимних каникул. Мы дружно выбежали из класса

  • Сочинение по картине Московская девушка XVII века Рябушкина 8 класс

    Живопись 17 века может многое поведать об истории России, рассказать о быте и показать культуру не столь далеких от нас времен. Исключением не стала и картина А.П. Рябушкина “Московская девушка 17 в.”.

  • Сочинение по картине Крамского Мина Моисеев 7 класс

    Крамской Иван – величайший художник. Не все узнают и вспомнят его работы, услышав это имя, но увидев картины, которые он нарисовал, любой человек скажет: «Я это видел!» В учебниках, в галереях, в книгах – везде есть картины,

  • Береги честь смолоду Капитанская дочка сочинение

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» говорится о чести и достоинстве. А пословица береги платье снову, а честь смолоду, каждый русский человек узнает не задумываясь. Об этом автор начинает рассуждать в самом начале произведения

  • Сочинение Моя любимая музыкальная группа

    Моя любимая музыкальная группа – это «Битлз». Они были сформированы в Ливерпуле в 1960 году и стали одной из самых