Анализ Сказки о попе и о работнике его Балде Пушкина
В исследовании творческих подходов к созданию сказок можно выделить два основных направления: литературное, где фантастика раскрывается через присущие литературу образы и символику, и фольклорное, в котором автор старается сохранить форму традиционной народной сказки. Сказки А.С. Пушкина представляют собой уникальный сплав этих двух подходов. Поэмы "Золотой петушок" и "Мертвая царевна и семь богатырей", например, являются образцами литературной сказки, со своими книжными эстетиками. В то время как "О попе и работнике его Балде" отражает народные традиции, но в ней также присутствует авторский стиль.
Пушкин ценил в русской сказке самовыражение народа, уникальность его художественного мышления и "живописный способ выражения", а также "веселое лукавство ума".
Основой для создания сказки послужили многочисленные сатирические народные истории о попах. Среди них был сюжет, в котором жадный и завистливый священник наказан умным работником. Пушкин акцентировал именно этот элемент в своей сатирической сказке.
В отличие от фольклорного рассказчика, который оставляет свое отношение к событиям неявным, позиция поэта здесь авторская. Он использовал запись народной сказки из Псковской области, объединяющую несколько повествовательных мотивов: хозяин и работник, порча хлева, угрозы, игры в карты.
Пушкин свободно выбрал несколько таких мотивов и построил на их основе сюжет своей сказки. В ней образ работника включает в себя типы дурака и шута. Пушкин дал своему герою имя Балда, подчеркнув его кажущуюся глупость и массовость.
В отличие от народной сказки, где работник всегда является главным персонажем, в пушкинской сказке образы попа и работника равны по значимости. Это дало возможность акцентировать социальный конфликт: договор между Балдой и попом, невыполнимые поручения последнего, героические достижения Балды.
Пушкин отходит от фольклорной схемы, заменяя "сказочную логику действий" на логику характеров. Персонажи ведут себя нетипично для русских сказок: поп отправляется за товаром и внезапно решает нанять работника; Балда, гуляя без дела, соглашается стать работником у попа.
В образе Балды Пушкин отражает русское лукавство, которое он маскирует под простодушностью и глупостью. В образе попа передано народное негативное отношение к служителям церкви.
Стиль Пушкина в сказке некоторые исследователи сравнивают с басенной традицией Ивана Крылова, но по мнению Татьяны Зуевой, он больше связан с фольклорной традицией и формами народного театра.
Стих Пушкина в этой сказке наполнен афоризмами и яркими выражениями. Рифма организует стихотворные строфы, которые лишены классического размера. Это создает особый ритм и динамичность тексту.
Сказка "О попе и работнике его Балде" Пушкина - это высокое художественное произведение, которое обогатило русскую литературу и до сих пор сохраняет свою эстетическую и познавательную ценность.
Вариант №2
Жил-был священник. Однажды он посетил рынок в надежде приобрести что-нибудь необходимое. Там его взору предстал Балда - могучий мужчина, который бродил без дела. Поп задался вопросом, почему же этот здоровяк так рано шатается на базаре. Взглянув на этого видимо не слишком сообразительного парня, хитроумный священник решил нанять его как работника по множеству обязанностей за сущие гроши.
Поп сказал Балде о вакансии и тот согласился работать у него взамен на кров и пищу. Но был один пункт: через год он отплатит попу тремя щелчками по лбу. Поглядев на его могучие руки, священник испугался, но жадность пересилила страх.
Балда стал членом семьи священника. Все задания выполняются в срок и качество не вызывает нареканий: попадья восхищена его трудолюбием, дочка мечтает о Балде, маленький сынок уже называет его отцом.
Но сам хозяин отказывается признать добродетели работника. Он страшится неизбежной расплаты и признается жене в своих опасениях. Женщина советует ему обмануть Балду, присовокупив к его обязанностям невыполнимую задачу.
И священник отправляет своего подчиненного собирать дань с чертей, живущих в море. Зная о поповых замышлениях, Балда не обнаруживает своих догадок и направляется к морю. Когда он потревожил адских существ, старший из них поинтересовался его намерениями.
Балда потребовал у чертей трехлетнюю дань, хотя они были в недоумении от этого требования. Однако им пришлось согласиться платить ради собственного спокойствия.
Сначала и они пытались обмануть Балду, полагая его глупым. Но он искусно скрывал свой ум за маской деревенского дурачка и успешно преодолел все преграды, предложенные старым чертом.
Вернувшись с выкупом от морских демонов к своему хозяину, поп был в панике. Но сделки не нарушаются - он должен был расплатиться за год службы Балды.
Священник получил три щелчка по лбу. Последний приводит его к смерти. Если бы он не увлекся жадностью, и отнесся к своему работнику с большим уважением, то остался бы в живых.
В основе этой истории Пушкина - мораль: каждый поступок имеет свои последствия.
- Сочинение Смоленск - мой город
Как величавый исполин, глядит на раскинувшийся по обоим берегам Днепра, Смоленск, древняя крепостная стена. И то верно, любой в нашей стране знает – Смоленск не сдаётся. И даже в те времена, когда с тяжелыми кровопролитными боями,
- Сочинение Образ Герасима в рассказе Тургенева Муму 5 класс
Произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» характеризуется многообразностью. Каждый из героев, за которыми мы можем пронаблюдать в течение всего рассказа, не случайный.
- Сочинение по картине Московская девушка XVII века Рябушкина 8 класс
Живопись 17 века может многое поведать об истории России, рассказать о быте и показать культуру не столь далеких от нас времен. Исключением не стала и картина А.П. Рябушкина “Московская девушка 17 в.”.
- Сочинение на тему Взаимопонимание (что такое, что значит)
Взаимопонимание между людьми – это удивительное явление, которое может преобразить отношения и привести к гармонии и сотрудничеству. Когда мы достигаем
- Сочинение Первый раз в театре
Впервые в театре оперы и балета я оказалась, когда мне было шесть лет. Мои родители, будучи любителями искусства, решили познакомить
- Сочинение Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок
Для жизни любого организма необходимо совсем чуть-чуть, для человека немного больше. Людям необходимы не только природные данные, но и материальные, а также духовные. Они помогают стать полноценной личностью в обществе и обрести счастье.