Анализ пьесы Каменный гость Пушкина
Пьеса "Каменный гость" Пушкина была рождена во время его Болдинской осени - поры творческого расцвета. Персонаж Дон Жуан, постоянно присутствующий в мыслях поэта, обрел новое имя и форму именно тогда: он стал Доном Гуаном. К сожалению, произведение увидело свет лишь после кончины автора.
Пушкин предпочел драматическое направление для своего произведения. Пьеса раскрывает сложные взаимоотношения между героями, подчеркивая их яркую индивидуальность: одни из них обладают нравственными устоями и принципами, тогда как другие безраздельно предаются порокам.
Главный персонаж пьесы - Дон Гуан. Это весьма отталкивающая личность; его эгоизм и аморальное поведение не оставляют сомнений в том, что он обречен быть антигероем. Лаура, женщина на стороне у героя-ловеласа, по сути является его зеркальным отражением.
Дон Гуан прославился из-за большого числа женщин, чьи жизни были опечалены им. Пушкин повествует нам о трех таких несчастных женщинах: вторая - Инеза, малопривлекательная и все же попавшая в число любовниц героя только из-за его пристального взгляда на нее.
Дон Гуан увлёкся завоеванием Доны Анны подобно тому, как осада неприступной крепости. Но что если он сам попал в любовные сети? Муж Доны Анны, знавший о дурном имени Дона Гуана, желает ему возмездия на дуэли за все пострадавшие от его рук женщины. Увы, был убит именно муж. Он всё равно стремится защитить свою супругу и возвращается к обидчику как статуя для решающего каменного жеста.
Сюжет развивается резво, что типично для малого произведения: начинается со смертоносной дуэли. Пушкин открывает нам внутренний мир героя-любовника – он проницателен и страдает от своего положения. Дона Анна становится его спасительницей, ведь он верит в то, что по-настоящему влюблен. Но сможет ли она поверить во взаимность этих внезапно возникших чувств?
Главная мысль Пушкина заключается в том, что прощение не даётся просто так; клятвы истинной любви могут исчезнуть также быстро как и пришли. Так можно ли доверять человеку с таким греховным прошлым?
Обращение к непреходящему прототипу
В своей драматической работе "Каменный гость", Александр Сергеевич Пушкин обращается к широко известному образу Дон Жуана. Этот персонаж обозначен как символический и в зарубежной, и в отечественной литературе. Имя Дон Жуан стало нарицательным, олицетворяющим беспутного соблазнителя.
Несмотря на то что сюжет берет начало из легенды о том, как буйный Дон Жуан был караем живой статуей, Пушкин вносит новаторский взгляд на этот образ. Это подтверждается именем персонажа – Дон Гуан.
Основной герой
Дон Гуан - это противоречивый персонаж: благородный и одновременно корыстный, привыкший действовать эгоистично, сосредоточенный лишь на своих желаниях. Этот герой Пушкина нельзя отнести ни к безнравственной категории, ни к носителям абсолютной морали. Он как бы существует вне общего мирового контекста.
Основа сюжета и смысл драмы
Александр Сергеевич Пушкин представляет прямолинейный сюжет: Дон Гуан, ведущий легкомысленный образ жизни, сталкивается с потусторонним миром. Сказав о своих чувствах Доне Анне, Дон Гуан признается, что он изменился, и ее любовь полностью трансформировала его восприятие мира. После поцелуя от Дон Анны в комнату входит статуя Командора, которая убивает Дон Гуана своим рукопожатием.
Исследование произведения "Каменный гость" Пушкина невозможно без рассмотрения образа статуи Командора. Этот образ приобретает символическое значение: он представляет собой судьбу человека. Дон Гуан, проживший жизнь в разврате и нечестности, не способен обрести счастье.
Вариант 2
"Каменный Гость", произведение Александра Сергеевича Пушкина, основано на легендах средневековья. Свою литературную интерпретацию этим историям впервые представил испанский драматург Тирсо де Молина. Эти сюжеты родились в эпоху строгих ограничений на любое чувственное удовольствие.
Главный персонаж, Дон Жуан, во многом отражает Пушкина самим собой: его взглядами и поэтическими талантами. Это видно как в ключевых событиях пьесы (возвращение из ссылки), так и в характерных особенностях персонажа - он страстный любитель женщин, веря каждой новой страсти с неуклонной чистотой.
Пушкин удачно описывает разные типы личностей через своих героев. Поведение дона Карлоса, слуги Лепорелло и трёх дам Дон Жуана отражает общество, в котором жил автор. Персонажи как бы представляют социальный срез времени: щемящая бедность Инезы, авантюрный дух актрисы Лауры, благородная непосредственность донны Анны и многое другое.
Пьеса состоит из четырёх частей. Действие каждой сцены разворачивается в связке героя с новой женщиной, при этом каждая из них раскрывает новые грани его характера. Сначала это нежная Инеза, затем - авантюрная Лаура и благородная донна Анна.
Величественный образ статуи Командора олицетворяет возмездие за прежние ошибки героя. Его проклятье лишает Дона Жуана возможности счастливого исхода.
Произведения Пушкина известны своей краткостью и выразительностью, они позволяют автору одним мазком показать глубинные черты героев и трагизм их жизненного пути. "Каменный Гость" не является исключением - его стиль завораживает читателей силой и красотой изложения."
Анализ произведения Каменный гость 9 класс
Творение было порождено в 1830 году в эпоху так называемой "Болдинской осени". Однако идея для произведения пришла к создателю значительно раньше. Публике оно стало известно посмертно, лишь в 1839 году, и было зачислено в антологию под названием «Сто Русских Литераторов».
Александр Сергеевич был хорошо знаком с комедией месье де Мольера и оперой Моцарта, об этом он упоминает в предисловии. Эти две работы имеют общую тему — легенду о Дон Жуане, известном соблазнителе юных девушек. Этот персонаж был наказан мистической статуей с даром речи и способностью передвигаться, которая отправила его в адские муки. Главная задача автора состояла во внедрении новых действующих лиц без изменения основного канона.
Центр внимания Пушкина прикован к психологии героев произведения. В образе Дон Жуана заметны различные грани: он легкомыслен и в то же время способен на глубокие чувства, отважен и благороден, прагматичен с долей расчетливости, одновременно являясь поэтом. Понять подлинность его признания о неразделенной любви к Анне Доне читателю затруднительно.
Внутри драматургической линии введён внешний конфликт — это бесчисленные схватки на дуэлях. Они лишили Жуана одобрения общества и вызвали его изгнание. Появление "Каменного гостя" связано со случаем, когда герой уничтожает командора в одной из таких дуэлей.
Слуга Лепорелло — отражение комедийности предшественников главного персонажа. Он трус и не поддерживает любовные приключения своего хозяина, страдая от необходимости их терпеть.
Для полноты раскрытия образа Жуана введены три его возлюбленных: бедная и унылая Инеза, свободолюбивая Лаура и противоречивый персонаж Анна. Вместе они служат для воплощения замысла автора.
Это произведение рассчитано на учеников 9 классов.
- Сочинение-рассуждение Отдых на море
Море это уникальное и прекрасное явление природы, которое привлекает людей со всего мира. Отдых у моря стал уже неотъемлемой частью
- Сочинение Память 9 класс ОГЭ 15.3 рассуждение
Память является одной из самых важных составляющих жизни человека. Именно она связывает человеческое будущее с прошлым и настоящим. Если бы человек не умел запоминать, то ни, об эволюции не могло бы идти речи.
- Женские образы в романе Война и мир сочинение рассуждение
Роман-эпопея Толстого « Война и мир » удивительный, с огромным количеством образов не похожих друг на друга. Мне нравится в романе то, что все персонажи интересны и по-своему загадочны для меня, с нетерпением читаешь и не можешь оторваться от строк.
- Сочинение Парк осенью
Осень - это пора разнообразных красок, мягкой прохлады и умиротворения природы. Это время года особенно красиво показано в нашем городском парке.
- Сочинение Как доброта меняет жизнь человека
В мире существует множество явлений, которые могут изменить жизнь людей. К ним относятся землетрясения, цунами, извержения вулканов и другие стихийные
- Один день из жизни Обломова сочинение
В самом начале данной поэмы автор показывает окружающим самый простой и непримечательный день главного героя Обломова. Проснувшись после ночи утром, Илья Ильич мыслил лишь об одном, что нужно подыматься с постели, но стоит заметить он не спешит вставать,