Анализ романа Дубровский Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – настоящий титан русской литературы 19 столетия. Его наследие столь богато, что до сих пор его страстные строки и захватывающие истории находят отклик в сердцах всех возрастов, от маленьких детей до мудрых старцев. Одним из ярчайших примеров творения великого писателя является роман "Дубровский".

История создания

Александр Сергеевич Пушкин услышал от своего товарища, поэта Павла Нащокина, занимательный рассказ о падении и превратностях судьбы некоего землевладельца с фамилией Островский. Этот анекдот оказался настолько вдохновляющим для Пушкина, что он решил использовать его как отправную точку для будущего романа.

По Нащокину, однажды судьба привела его в тюрьму, где он столкнулся с молодым белорусским аристократом, ставшим жертвой коррумпированного судьи. Более длительное время дворянин бился за свои земельные владения против соседа, но в итоге был вынужден оставить своё поместье без денег даже на карман. Собрав своих крепостных, разорившийся помещик образовал настоящую банду грабителей.

В осень 1832 года Пушкин принялся за создание нового романа и быстро написал две из трех задуманных частей. Вторая часть была завершена в феврале следующего года, однако третья часть по непонятным причинам оставалась не начатой.

Опубликовано это произведение было только в 1841 году, через четыре года после гибели Пушкина на дуэли. Поскольку писатель до своей смерти не успел придумать название для своего творения, издатели решили называть его "Дубровский". Этот выбор названия обоснован просто: Дубровским звали главного героя романа.

Тематика

Александр Сергеевич Пушкин затронул множество актуальных тем, которые и по сей день остаются злободневными. Центральной в произведении "Дубровский" становится борьба за сохранение человеческого достоинства. В обществе, где процветает коррупция в органах власти, многие люди сталкиваются со своим трагическим исходом, примером которого является старый Дубровский. Из-за своей финансовой несостоятельности он не смог отстаивать свою честь и достоинство перед законодательной системой.

Единственным способом, видимым для Владимира для защиты чести своей семьи становилось пренебрежение буквой закона и лично исполнить акт возмездия. По сути дела, ему не оставалось ничего другого, кроме как выбрать кривой путь преступления. Это вызывает у Пушкина чувство грусти, поскольку он понимает: в России человек честный, но бедный, полностью лишён силы.

Основной идеей романа является отсутствие равенства между людьми одного социального уровня, которые отличаются лишь уровнем своего богатства. Пушкин делает неприятное заключение: закон всегда на стороне состоятельных людей, тогда как благородные, честные и прогрессивные люди, подобные Владимиру, остаются в стороне от жизни.

Писатель также уделяет большое внимание вопросу семейного беспредела – судьбы детей, которые вынуждены покориться воле родителей. Троекуров, без учета слез своей 17-летней дочери, принудил её выйти замуж за нелюбимого старика, достоинством которого было только его богатство и общественное положение.

Произведение наставляет о необходимости сохранения чести, милосердия и справедливости. Критически важно уметь находить взаимоприемлемые решения, прислушиваться друг к другу, чтобы предотвратить возможные столкновения и трагические события. И в любых условиях оставаться честным и благородным человеком. Это основная идея романа – стремиться к согласию в обществе, забывая об эгоизме.

Жанровая характеристика

"Дубровский", по своей сути – это социально-бытовой роман, поскольку он концентрируется на обычных людях: их поведении, мыслях и быте. Тем не менее в нем присутствуют элементы исторического романа благодаря подробному описанию жизни 19 века. Главный герой обладает комплексным характером, совмещая реалистические и романтические черты.

Исследуя структуру и содержание данного произведения, необходимо подчеркнуть его принадлежность к жанру романа. Это литературное творение включает в себя широкий спектр вопросов эпохи, которые варьируются от социальных до философских и романтических.

Особенности стиля

Специфика романа "Дубровский" Александра Пушкина заключается в реализме, что подразумевает прямое воспроизведение действительности. Тем не менее, произведение также демонстрирует определенные элементы романтизма, что добавляет дополнительную глубину и богатство его творческому замыслу.

Таким образом, можно сказать, что "Дубровский" представляет собой уникальное сочетание реализма и романтизма в рамках романа.

Характеристика героев

Андрей Гаврилович Дубровский

Этот дворянин преклонного возраста, некогда отставной офицер, был человеком с ярко выраженной честностью и гордостью. Отпрыском старой русской аристократии, обитателем скромного поместья Кистенёвка, в котором насчитывалось около семидесяти крепостных. Упрямый и одинокий, он был вдовой и лично воспитал сына после потери супруги. В результате дерзкого поведения слуги Троекурова, Дубровский написал резкое письмо соседу требуя извинений, что привело к вспышке конфликта между ними. Троекуров, отвергнув гневное письмо как слишком жестоким, ссора обострилась до такой степени, что богатый сосед через хитрость овладел имением Дубровского. Дубровский впоследствии утратил разум и был близок к смерти. Он скончался вскоре после прибытия сына.

Владимир Дубровский

Этот гордый, смелый и образованный молодой корнет был единственным наследником Андрея Гавриловича. Тяжело переживая потерю отца, он устроил пожар в поместье, во время которого погибли прибывшие чиновники для оформления бумаг о передаче имения. Покупка документов у французского гувернёра позволила ему жить и работать под псевдонимом Дефорж на службе у Троекурова, где он влюбился в Марию Кирилловну. Разоблачив себя, он исчезает из дома противника. Испытывая желание спасти Машу от брака со стариком, но не успев вовремя.

Троекуров Кирила Петрович

Это влиятельный и богатый помещик, сосед Дубровского, обладатель тяжелого характера. В прошлом генерал, участник военных действий. Троекуров был склонен к опасным шуткам - например, он отправил французского учителя Дефоржа в комнату с медведем для развлечения. Но под этим веселым фасадом скрывался дворянин без образования, не читающий книги и не говорящий по-французски. Начав конфликт со своим соседом и старым товарищем, он вскоре раскаивался в своем поступке и пытался извиниться и вернуть все обратно, но Дубровский умер. Троекурова терзала совесть: его цель была лишь наказать соседа, продемонстрировав свою власть.

Марья Кириловна

Эта юная дворянка, дочь Троекурова, воспитывалась без матери в деревне и не имела подруг. Романтичная, образованная и начитанная, Маша предпочитала уединение пированию и веселью. Она скрывала свои мысли и чувства от своего отца из-за его непредсказуемости. Всех неизменно поражала красота семнадцатилетней Маши. С первых минут знакомства с Владимиром она поняла, что влюбилась. Маша была готова убежать со своим разбойником Дубровским для избегания брака со стариком. Несмотря на это, после свадьбы она осталась со своим мужем.

Дефорж

Этот молодой француз был нанят в качестве учителя для Саши Троекурова. Однако по пути он встретился с Владимиром Дубровским, который за хорошие деньги уговорил Дефоржа продать ему документы и поменяться ролями. В доме Троекуровых все восхищались учительской смелостью, умом, манерами, умением вести беседу и танцевать.

Князь Верейский

Этот аристократ около пятидесяти лет был богатым помещиком с трех тысяч душ. Он владел красивой усадьбой в английском стиле и наслаждался светской жизнью, привык к роскоши. Верейский влюбился в Марию Кириловну при его появлении в гостях у своего соседа. Несмотря на протест и слезы Маши, ее отец согласился на брак. Верейский был человеком без сердца: Маша написала ему письмо с просьбой отказаться от брака, но он приехал к Троекурову и показал это письмо ему.

Второстепенные персонажи

Шабашкин – заседатель суда, подкупленный Троекуровым, прибыл в дом Дубровских и погиб в пожаре.

Архип, кузнец - крепостной крестьянин Дубровских, устроивший пожар, в котором погибли чиновники. Он спас только кошку из пожара.

Антон, кучер – крепостной крестьянин Дубровских, встретил молодого хозяина и уверял в верности его семье.

Анна Савишна Глобова - помещица-соседка Троекурова. В гостях у Троекурова она рассказывает о благородстве Дубровского.

Антон Пафнутьевич Спицын – землевладелец и приятель Троекурова, давший ложные показания на суде.

Сюжет

В самом начале произведения Пушкин знакомит нас с двумя дворянами, которые из-за одного несдержанного выпада против крестьян другого становятся врагами. Это приводит к тому, что Троекуров лишает Дубровского имения. После кончины отца на арене появляется сын - Владимир, стремящийся мстить и берущий путь разбойника.

В доме врага он начинает уроки для Сашки, однако вскоре его сердце покоряет Мария. Он открывает ей свою любовь. К несчастью, к ней уже сватается Верейский, и хотя она отказывается от брака с ним в пользу Дубровского, все оказывается тщетным - пара обвенчана.

Основные темы

В центре внимания автора находятся темы народа, противоречий власти и проблемы отцов и детей.

Значение романа

Пушкин в своем произведении осуждает коррупцию дворянской среды, показывая как власть поддерживает не праведников или борцов за справедливость, а богатых. Роман учит нас гуманизму и уверенности.

Критика

Восприятие романа критиками было разнообразным: одни обвиняли писателя в подражании зарубежной авантюрной литературе, другие упрекали его за романтизацию преступности. Тем не менее многие отдали должное произведению – Тургенев высоко оценил образ Троекурова, а Белинский назвал "Дубровского" одним из величайших шедевров Пушкина.

Вариант №2

Центральная концепция сочинения фокусируется на размышлениях автора о факторах, вызывающих в массах бунтарские настроения и жажду мести за грубые попрание правды силовыми методами.

В своем творении писатель воспроизводит ключевые проблемы современной ему социальной структуры - превосходство помещиков, бесправие крестьянства, несправедливость царской юстиции и последующий народный протест в форме разбоя.

Основа романа укоренена в реальных событиях русской истории. Писатель использует эти основы для создания своего произведения, придавая ему характерные черты бандитских легенд: проникновение грабителя к обидчику и романтические отношения главного героя с дочерью врага.

Задачей авторства становится детализированное изображение жизненных событий произведения, психологизм персонажей и их реалистичность.

Центром повествования выступает Владимир Дубровский - образ обедневшего дворянина с громким голосом и величавым видом. Герой участвует в двух основных конфликтах: социальном, отражающем неравенство сословий на примере отношений между Дубровским и Кириллой Троекуровым; и любовном, раскрывающим проблему угнетения женщин.

Оба конфликтных сюжета автор связывает персонажем Троекурова. Этот герой - источник разбойничьего духа Дубровского и потенциальной несчастливой судьбы Маши, дочери Троекурова.

Троекуров олицетворяет беспринципность, невежество, пороки и низость. Он легко жертвует своими крепостными ради прибыли и бездумно игнорирует нужды собственной дочери. Но в то же время Троекурров не лишен человеческих эмоций - чувства любви, мук совести.

Однако его абсолютная власть исказила эти естественные порывы до уродливости, превратив прежнего человека в деспотичного тирана.

Разбойничество на страницах романа передается как единственный доступный способ для обездоленных выразить свое несогласие и возмущение.

Последующая судьба героев остается открытым вопросом, позволяя читателям самостоятельно закончить историю. Тем не менее, исходя из заметок автора в черновиках романа, конец должен был быть радостным - воссоединение Дубровского и Маши со счастливым семейным будущим.

Анализ произведения Дубровский - сочинение

Роман А. С. Пушкина "Дубровский", созданный в 1833 году, оставался неопубликованным до самой трагической кончины поэта и лишь после этого был представлен обществу. Идея романа пришла к Пушкину под влиянием Вальтера Скотта - он задумывал создать образ благородного разбойника, что многими литературными критиками было воспринято негативно и произведение даже оценивалось как одно из наименее удачных в творчестве Пушкина.

Главный герой "Дубровского", благородный дворянин, берётся за месть против помещика Троекурова - человека косвенно обвиняемого в гибели отца главного героя. Он становится байроновским антигероем: притягательным и одновременно демоническим. Это произведение оказало влияние на Лермонтова, видимое во многих его творениях, таких как "Герой нашего времени" или "Вадим". Пушкин в своем романе раскрывает николаевскую эпоху: беззаконие, навязываемое дворянами и поддерживаемое продажной бюрократией; а также пристально исследует тему народного бунта - его жестокость и беспощадность. Он показывает как крепостное право способствует нарушению прав простых людей.

Интерес Пушкина к разбойничеству, вероятно, обоснован не только литературными источниками: в России долгое время был присущ бандитизм на дорогах. Беглые крепостные и рекруты, а также мелкие дворяне устраивали набеги на торговые караваны или нападениями на имения - таков общий фон произведения.

В романе есть и любовная линия: Дубровский влюбляется в дочь своего противника. Но их чувства не могут иметь будущего, они подобны судьбе самого главного героя – обречены. Он выбрал путь справедливости, но этот выбор конфликтует с общественными нормами того времени и приводит к тому, что он становится разбойником.

Троекуров - главный антагонист Дубровского – из-за своей прихоти и самолюбия решил уничтожить отца героя с помощью земельного спора. Это приводит к тому, что старый Дубровский не выдерживает морального напряжения и умирает, тем самым став отправной точкой для дальнейших действий его сына.

Анализ произведения Дубровский Пушкина

Анализ произведения Дубровский Пушкина
Сейчас читают: