Биография Покрышкина Александра Ивановича кратко самое главное

Во время Великой Отечественной войны в среднем пилоты успевали совершить 4 – 5 вылетов. У Александра Покрышкина была совсем другая статистика: 650 боевых вылетов, десятки сбитых самолетов и ни одного поражения. Его называли ассом номер 1, первым по результативности. Но в конные войны прославленному герою запретили подниматься в небо, так как нужен он был живым со своим колоссальным опытом.

В апрель 1943 года в прифронтовой станице Краснодарского края приземляется аэрокобра. Такие самолеты СССР получал по ленд-лизу из США. Из машины выпрыгивает летчик, быстро перебегает к соседней аэрокобре и через несколько секунд взлетает. Это командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного полка Александр Покрышкин.
Техники спешат осмотреть и заправить оставленный им самолет. Комэск вот-вот вернется, чтобы вновь поменять машину, и в бой. Кажется, Покрышкин – двужильный, и для него не существует понятия усталости. Он был феноменальным летчиком, совершая в день до 12 вылетов. «Против правил», «вопреки обстоятельствам» – именно эти фразы характеризуют жизненный путь Александра Покрышкина.

Детская мечта о небе

Саше было 10 лет, когда он впервые увидел крылатую машину. Прикоснулся к дюралевым крыльям и «заболел» авиацией. Мальчику льстило, что друзья прозвали его Сашка-летчик за одержимость мечтой. Но ее достижение представлялось почти невозможным.

Покрышкины жили небогато. Отец часто пил, так что Саше пришлось после 7-го класса поступать в училище. Спустя 4 года он получил долгожданную путевку в Пермскую авиашколу. Полный надежд он приехал и узнал, что обучение летному делу закрыто, готовят только авиатехников. Это было трагедией для Александра. Он подавал более 40 рапортов о переводе в летное училище. Но получал отказ.

Кто угодно после 40 неудач опустил бы руки, но только не Александр. Осенью 1938 года во время своего отпуска за полмесяца он освоил двухгодичную программу аэроклуба и экстерном сдал экзамен, получив оценку «отлично». Так он завоевал право на мечту.

Летное училище

Один из самых счастливых моментов в жизни Александра Покрышкина случился, когда однажды ночью в его комнату в общежитии ворвались друзья авиатехники. Он сообщили ему новость о том, что он станет истребителем. Командование утвердило его рапорт. Первым же поездом Покрышкин отправился в Качинское летное училище.

Там он поразил наставников, действуя не по правилам: мог резко развернуться и сделать посадку со скольжением, когда положено уходить на второй круг; во время учебной атаки стрелял, когда давно уже нужно было отваливать в сторону.
Но результатов при этом Покрышкин добивался впечатляющих. Закончив учебу, он получил назначение в полк на границе с Румынией.

В небе войны

22 июня 1941 года на рассвете Покрышкина разбудила команда: «В воздух!» К огромному разочарованию летчика, ни одного фашиста в тот день встретить ему не довелось. Зато на второй день они с напарником оказались против пятерых. Покрышкину с трудом удалось выйти из боя. Эта победа воодушевила весь полк.

В первые месяцы войны советские ВВС несли огромные потери. Александр Покрышкин был ранен в очередной схватке с пятью фашистами так, что залил кровью всю приборную панель. Но уцелел, уйдя от врага с помощью вертикального маневра. Мессерам такое было не под силу, и Покрышкин стал настойчиво внедрять идею смелых сражений на вертикали.

Командиром эскадрильи Александр Покрышкин стал в августе 1942 года. Но его карьера едва не оборвалась на взлете. Причиной послужили непростые отношения с руководством. Вновь назначенный командир полка, обладая меньшим летным опытом, придерживался старых инструкций. А советский ас имел неосторожность выступать с критикой.

Личная жизнь

Тучи над головой Покрышкина еще не успели развеяться до конца, как он вновь попал в водоворот неожиданных событий: Александр влюбился в 20-летнюю медсестру Марию Коржок. Товарищи отговаривали Александра регистрировать скоропалительный брак. Однако, Покрышкин никогда не отступал от задуманного.

На свадьбу друзья подарили молодоженам комплект одежды для новорожденного. Сразу после регистрации брака Александру и Марии пришлось расстаться почти на 2 года. Поэтому первый ребенок, дочь Светлана, в семье Покрышкиных появился только в 1945 году.

Признание

Приемы, предложенные Покрышкиным, стали очень популярными среди летчиков. А имя советского пилота просто гремело. Но особое признание Александр Иванович получил у противника.

По официальным данным Александр Покрышкин даже среди советских летчиков не первый, а только второй, после Ивана Кожедуба. Но фашисты впадали в панику, когда в небо поднимался Покрышкин. В конце августа 1943 года гвардии майор Покрышкин был награжден второй медалью Золотая Звезда.

После вручения третьей Звезды Героя Александру Покрышкину запретили летать. Воздушных боев уже стало значительно меньше. Но Покрышкин иногда умудрялся прорваться в небо.

Александр Иванович не раз отказывался от соблазнительных должностей, но всегда думал о том, как прикрыть тех, кто рядом. Даже в беспамятстве перед смертью Покрышкин звал пилотов из своей группы, отдавал приказы и побеждал. Таким и должен быть выдающийся летчик, народный герой, легенда авиации.

Интересные факты и даты из жизни