Краткая биография Грека Феофана самое главное для детей

Доподлинно не известно точно, когда родился Феофан Грек, художник, который стал гордостью русской иконописной школы. Источники указывают приблизительно 1340 год, а родом художник был из Византии, отчего получил на Руси прозвище "Грек".

В Византии художник расписал 40 церквей в Константинополе и Халкидоне. К сожалению, не сохранились даже фрагменты этих фресок. В какой-то степени сохранились фрески в храме Дмитрия Солунского в Феодосии, где художник работал до того, как перебрался на Русь, в Новгород в 1370 году. Именно здесь, на Руси, мощно развилось его творчество и были оценены дар и индивидуальность живописца!
В Новгороде свою работу Феофан начал с росписи церкви Спаса Преображения. Заказали эту работу художнику местный боярин Василий Данилович и жители улицы на которой стоял храм в году 1378. Уцелели эти фрески фрагментарно, но эта работа является единственной, которая имеет документальное подтверждение авторства.

По некоторым данным Феофан Грек работал в Коломне, Серпухове и Нижнем Новгороде, который в то время был разорён и выжжен воинами Орды. Нужно было восстановить разрушенные храмы и считается, что Феофан мог расписывать Спасский собор и соборную церковь Благовещенского монастыря. Но эти росписи не сохранились.

В Москву, куда переманил его князь Дмитрий Донской, Феофан Грек прибыл около 1390 г. Есть указания на то, что он вместе с Симеоном Чёрным расписывал церковь Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395). Архангельский собор был расписан им в 1399 году. В 1405 году в содружестве со своим учеником Андреем Рублёвым и иконописцем Прохором он расписал Благовещенский собор. К сожалению, от этих работ тоже не осталось следа.

В Третьяковской галерее Москвы хранится икона "Преображение", написанная для Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском примерно в 1408 году. Там же находится икона "Богоматерь Донская". Она двухсторонняя, на обратной стороне изображено "Успение Богоматери". Её Феофан писал в 1380 году. Искусствоведами признаётся, что некоторые иконы Благовещенского собора это тоже его гениальное творение.

Один из учеников Сергия Радонежского Епифаний Премудрый в письме своему другу архимандриту Кириллу Тверскому писал, как удивил его художник тем, что он совершенно свободен в своей работе, ему не нужно глядеть на образцы. "Он же казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту… Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям («притчам») и его хитростному умонастроению".

Конечно же, появление на Руси Феофана Грека стало большим событием и везением для художников того времени. Он пришёл уже опытным, сложившимся мастером, способствовал тому, что русская культура обогатилась византийскими традициями, а также определил развитие русской живописи на долгое время. Творчество его стало одной из вершин русской культуры. Пронеслись века, но его искусство не утратило силу своего воздействия на зрителя. Экспрессия и динамика его образов, запечатленная в сохранившихся фресках, полная сдержанности и мудрости красота иконных образов не оставляет равнодушными нынешних ценителей древнерусской живописи, да и каждого, кто хоть однажды видел сотворённые гениальным мастером работы.

Точная дата смерти художника не известна. Вероятно. что умер он около 1410 года.

Биография Грека Феофана о главном

Великим византийским и русским иконописцем можно смело считать Феофана Грека. Он отлично знал свое дело, был замечательным мастером среди фресковых росписей. Слава по нему уже прошла по всему миру, поэтому его пригласили на русские земли, чтобы он создал и здесь свои шедевры.

Феофан был рожден в Византии, это были где-то 30-е года XIV столетия. Пока не приехал на Русь занимался любимым делом в Константинополе. В то время на Руси начали возводить храмы и церкви. Для качественной работы, решили пригласить многих мастеров. На помощь откликнулся Феофан Грек, ведь он уже к тому времени внес большой вклад в Византии. Наверно, только благодаря хорошей репутации мастера, Грека приняли хорошо.

В 1370 году мастер поселяется в Новгороде, где трудится не покладая рук над церковью Спаса Преображения на Ильине улице. Его работы так же нашли свое предназначение и во многих других храмах города. Когда, казалось бы, работа в Новгороде была закончена, Феофан отправляется в Москву. Вместе с другими живописцами Грек работает над Московским Кремлем. Для некоторых бояр Феофан оформляет Евангелие, в котором не содержаться миниатюры, а преобладают лишь красочные заставки с применением орнамента. Мастер создает свои шедевры, но о многих иконах так ничего и не известно. Некоторые пропали, какие-то были уничтожены. Ходят разговоры, что так толком и не понятно выполнил ли свои работы Феофан или это были его последователи, или может никто из них.

На Руси Феофан занимается преподавательской деятельностью, учит желающих живописи. В Москве он открывает свою мастерскую, обучая учеников иконописной технике. Грек смог передать талант своим последователям, хотя многие, со временем, выработали что-то свое. Его творчество вызывало у всех восхищение, к нему обращались, он был востребован и любим. Можно сказать, что здесь он нашел свой второй дом. Мастер расписал множество церквей и монастырей. Красотой его творений можно было восхищаться вечно. Не стало мастера в период с 1405 по 1415 год, точно не известно. Говорится лишь о том, что в письме Епифания Премудрого значится, в 1415 году живописца уже не стало.

Для детей, творчество

Интересные факты и даты из жизни