Крылов - басня Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

___

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Анализ

Как это часто бывает у Крылова, основной конфликт басни прописан уже в названии. Волк, символизирующий грубую силу, и Ягнёнок, метафора беззащитной слабости.

Сюжет прост. В жаркий летний день герои встречаются возле ручья. Волк не может сдержать инстинктов хищника и мгновенно загорается желанием съесть Ягнёнка. Но, хотя встреча происходит без свидетелей, Волк даже в своих глазах не хочет выглядеть преступником, ему необходимо оправдание, которое дало бы ему законное основание для нападения. Он начинает обвинять маленького барашка в том, что тот замутил чистую воду в ручье. Оправдания малыша порождают новые обвинения, такие же бессмысленные, как и первое. Ещё больше разозлившись из-за того, что все его нападки, хотя и очень робко, но опровергаются, Волк приводит последний убийственный довод в обоснование своего желания пообедать Ягнёнком: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» Найти законные основания для беззаконного деяния хищнику не удалось, и он, отбросив в сторону все попытки оправдания, просто уносит Ягнёнка в чащу леса.

В фольклорной традиции волк всегда предстаёт агрессивным, злобным, сильным, но не слишком умным существом. У Крылова этот зверь обрисован так же. Но есть и отличия. В басне Волк в какой-то степени затронут цивилизацией, ему важно не выглядеть безусловным злодеем. Он хочет быть прав с точки зрения закона и морали, ищет юридическое обоснование своему преступлению.

Образ Ягнёнка восходит к библейской традиции. Это воплощение беззащитной и потому желанной для агрессора жертвы. Интересно, что запуганный и слабый Ягнёнок находит в себе силы возражать злодею, опровергать его доводы. Хотя его слова – образец учтивости, даже лести («светлейший Волк», «от светлости его», «гневаться напрасно он изволит»), тем не менее это возражение. Ягнёнок осознаёт, что даже преступление должно быть хотя бы в минимальной степени оправдано, спровоцировано его неподобающим поведением.

Кроме озвученной автором морали («У сильного всегда бессильный виноват…») аллегория басни воплощает простую мысль: закон и мораль нужны злодею только как оправдание его противозаконных и аморальных действий. Это лишь прикрытие для преступного замысла, маскирующее примитивное желание хищника: «… хочется мне кушать!» Против логики преступника (жертва виновата, потому что владеет тем, что мне хочется иметь) нет и не может быть никаких аргументов из сферы общественной жизни. Ведь сама эта логика лежит вне рамок социума.

Вариант №2

Ягнёнок приходит к ручью и встречает там голодного Волка. Тот, желая придать своим действиям (съедению Ягнёнка) хоть какую-то видимость права и справедливости, обвиняет Ягнёнка в замутнении воды "своего" ручья. Игнорируя все возражения, Волк в конце концов объявляет о своей цели: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" и больше уже о приличиях не беспокоится. "Сказал, и в тёмный лес Ягнёнка уволок".

Герои

Волк - хищник, чувствующий своё явное превосходство. Весь предварительный диалог ему нужен, скорее всего, для самооправдания. Крылов пишет всё-таки о людях, а безосновательно притеснять слабых в те времена уже считалось немного зазорным - требовался хоть какой-то формальный повод. Речь его агрессивна, все доводы Ягнёнка он даже не слышит, а в конце басни ещё и возлагает на него коллективную ответственность.

Ягнёнок - в данной ситуации слабейший. Он, тем не менее, возражает Волку. Разумеется, в почтительном тоне: "ваша светлость", "изволите" и прочее, но попытка защитить свои права налицо. Причём никакой сторонней поддержки у него нет, надеяться Ягнёнок может только на себя и на совесть Волка. Волк, кстати в своей речи даже формальной вежливости не придерживается (обращение на "ты", выражения вроде "молчи!", "щенок" и т.п.).

В современных реалиях можно образ Ягнёнка свести с людьми, старающимися восстановить справедливость путём официального обращения к властям.

Основная мысль

Конечно же, это озвученное "У сильного всегда бессильный виноват", но следует отметить и несколько деталей.

Волку не нужна справедливость как таковая. Он сам заявляет:"Молчи! Тебя устал я слушать, досуг мне разбирать вины твои..." Ему нужен лишь формальный повод, но, не получив такого, Волк спокойно применяет "право сильного". Ягнёнок же пытается воззвать к этой справедливости, возможно, не понимая, что все обвинения в его адрес - пустые слова, в тёмный лес его отволокут в любом случае. В сегодняшних реалиях можно обратить на это внимание в теме противостояния одиночки и системы госаппарата.

Но есть уровень и ниже - бытовой. Люди, как известно, отличаются друг от друга в том числе и по морально-волевым качествам. Грубо говоря, по наглости и агрессивности (в нашем случае басни). Если сравнить речь персонажей в этом ключе, то ясно видны нахрапистость Волка и вежливость Ягнёнка. К сожалению, и сейчас кое-где бытует установка: "вежливость - признак слабости".

Сейчас, в современном обществе, такие прямолинейные отношения несколько затруднены формальностями законов, но, тем не менее, довольно часто встречаются. Так что басня актуальна и до сих пор.

Волк и Ягненок

Волк и Ягненок
Сейчас читают:
  • Образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита соинение

    Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет очень глубокий философский характер. Каждый образ в нем, даже образы нечести и грешников, - несут очень весомую значимость в раскрытии всей темы. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат предстает перед читателем

  • Сочинение по картине Пластова Саня Маликов 6 класс

    Художник Пластов, человек, который очень любил свою Родину. Он писал жанровые картины из жизни окружающих его людей. Все свои картины в портретном жанре он писал с натуры. На картине Аркадия Александровича «Саня Маликов» мы видим мальчика,

  • Сочинение Человек в творчестве Горького

    В громадном творчестве М. Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя,

  • Сочинение Как формируются нравственные ориентиры современного человека? Итоговое сочинение, ЕГЭ

    У любого человека существуют нравственные ориентиры, они сформировываются под воздействием эпохи. Кто-то миновал войну и перетерпел любовь к Отчизне, пережил бешеный рост индустриальной промышленности.

  • Сочинение по картине Грабаря Зимнее утро 5 класс

    Сочинение по картине И. Э. Грабаря "Зимнее утро"Передо мной картина очень талантливого художника И. Э. Грабаря "Зимнее утро". Автор полотна, как мне известно, любил изображать зимние пейзажи. Каждая работа, созданная художником,

  • Сочинение Волжский - мой город

    Один из самых молодых городов России - Волжский находится в Волгоградской области на берегах рек Волги и Ахтубы. Население начало увеличиваться с постройки Сталинградской ГЭС, так как энергетиков, возводившие плотину размещали