Крылов - басня Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

___

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Анализ

Как это часто бывает у Крылова, основной конфликт басни прописан уже в названии. Волк, символизирующий грубую силу, и Ягнёнок, метафора беззащитной слабости.

Сюжет прост. В жаркий летний день герои встречаются возле ручья. Волк не может сдержать инстинктов хищника и мгновенно загорается желанием съесть Ягнёнка. Но, хотя встреча происходит без свидетелей, Волк даже в своих глазах не хочет выглядеть преступником, ему необходимо оправдание, которое дало бы ему законное основание для нападения. Он начинает обвинять маленького барашка в том, что тот замутил чистую воду в ручье. Оправдания малыша порождают новые обвинения, такие же бессмысленные, как и первое. Ещё больше разозлившись из-за того, что все его нападки, хотя и очень робко, но опровергаются, Волк приводит последний убийственный довод в обоснование своего желания пообедать Ягнёнком: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» Найти законные основания для беззаконного деяния хищнику не удалось, и он, отбросив в сторону все попытки оправдания, просто уносит Ягнёнка в чащу леса.

В фольклорной традиции волк всегда предстаёт агрессивным, злобным, сильным, но не слишком умным существом. У Крылова этот зверь обрисован так же. Но есть и отличия. В басне Волк в какой-то степени затронут цивилизацией, ему важно не выглядеть безусловным злодеем. Он хочет быть прав с точки зрения закона и морали, ищет юридическое обоснование своему преступлению.

Образ Ягнёнка восходит к библейской традиции. Это воплощение беззащитной и потому желанной для агрессора жертвы. Интересно, что запуганный и слабый Ягнёнок находит в себе силы возражать злодею, опровергать его доводы. Хотя его слова – образец учтивости, даже лести («светлейший Волк», «от светлости его», «гневаться напрасно он изволит»), тем не менее это возражение. Ягнёнок осознаёт, что даже преступление должно быть хотя бы в минимальной степени оправдано, спровоцировано его неподобающим поведением.

Кроме озвученной автором морали («У сильного всегда бессильный виноват…») аллегория басни воплощает простую мысль: закон и мораль нужны злодею только как оправдание его противозаконных и аморальных действий. Это лишь прикрытие для преступного замысла, маскирующее примитивное желание хищника: «… хочется мне кушать!» Против логики преступника (жертва виновата, потому что владеет тем, что мне хочется иметь) нет и не может быть никаких аргументов из сферы общественной жизни. Ведь сама эта логика лежит вне рамок социума.

Вариант №2

Ягнёнок приходит к ручью и встречает там голодного Волка. Тот, желая придать своим действиям (съедению Ягнёнка) хоть какую-то видимость права и справедливости, обвиняет Ягнёнка в замутнении воды "своего" ручья. Игнорируя все возражения, Волк в конце концов объявляет о своей цели: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" и больше уже о приличиях не беспокоится. "Сказал, и в тёмный лес Ягнёнка уволок".

Герои

Волк - хищник, чувствующий своё явное превосходство. Весь предварительный диалог ему нужен, скорее всего, для самооправдания. Крылов пишет всё-таки о людях, а безосновательно притеснять слабых в те времена уже считалось немного зазорным - требовался хоть какой-то формальный повод. Речь его агрессивна, все доводы Ягнёнка он даже не слышит, а в конце басни ещё и возлагает на него коллективную ответственность.

Ягнёнок - в данной ситуации слабейший. Он, тем не менее, возражает Волку. Разумеется, в почтительном тоне: "ваша светлость", "изволите" и прочее, но попытка защитить свои права налицо. Причём никакой сторонней поддержки у него нет, надеяться Ягнёнок может только на себя и на совесть Волка. Волк, кстати в своей речи даже формальной вежливости не придерживается (обращение на "ты", выражения вроде "молчи!", "щенок" и т.п.).

В современных реалиях можно образ Ягнёнка свести с людьми, старающимися восстановить справедливость путём официального обращения к властям.

Основная мысль

Конечно же, это озвученное "У сильного всегда бессильный виноват", но следует отметить и несколько деталей.

Волку не нужна справедливость как таковая. Он сам заявляет:"Молчи! Тебя устал я слушать, досуг мне разбирать вины твои..." Ему нужен лишь формальный повод, но, не получив такого, Волк спокойно применяет "право сильного". Ягнёнок же пытается воззвать к этой справедливости, возможно, не понимая, что все обвинения в его адрес - пустые слова, в тёмный лес его отволокут в любом случае. В сегодняшних реалиях можно обратить на это внимание в теме противостояния одиночки и системы госаппарата.

Но есть уровень и ниже - бытовой. Люди, как известно, отличаются друг от друга в том числе и по морально-волевым качествам. Грубо говоря, по наглости и агрессивности (в нашем случае басни). Если сравнить речь персонажей в этом ключе, то ясно видны нахрапистость Волка и вежливость Ягнёнка. К сожалению, и сейчас кое-где бытует установка: "вежливость - признак слабости".

Сейчас, в современном обществе, такие прямолинейные отношения несколько затруднены формальностями законов, но, тем не менее, довольно часто встречаются. Так что басня актуальна и до сих пор.

Волк и Ягненок

Волк и Ягненок
Сейчас читают:
  • Сочинение по картине Пластова Летом 5 класс

    Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом.

  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума сочинение

    Комедию «Горе от ума» нельзя назвать «густонаселенной». Количество персонажей увеличивается ближе к развязке, когда гости съезжаются в дом Фамусова на именины его дочери Софьи. И публика здесь самая пестрая. В образной системе пьесы имеется несколько

  • Сочинения 9 класс

  • Сочинение Доброта (что такое доброта?) 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение

    Что такое доброта? На этот вопрос каждый человек даст свой ответ, который будет во всех случаях правильным. В моём понимании доброта – это самое светлое и искреннее чувство, которое только может быть у человека,

  • Образ Печорина в романе Герой нашего времени сочинение

    Роман Лермонтова “Герой нашего времени” очень грандиозное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, первый роман в русской литературе, который связан с психологией. Роман состоит из пяти рассказов, каждый из которых раскрывает нам характер

  • Сочинение Южно-Сахалинск - мой город

    Южно-Сахалинск находится в Дальневосточном федеральном округе, в южной части острова Сахалин. История города не похожа на истории других городов России. Он возник благодаря чиновникам Министерства внутренних дел царской России.