Крылов - басня Свинья под дубом

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
____________

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Анализ

Сюжет

В басне рассказывается о том, как Свинья под вековым Дубом наелась до отвала желудей и уснула. Она выспалась, открыла глаза, она встала и начала рылом подрывать корни Дуба. На Дубе сидел Ворон, он стал упрекать Свинью в том, что она портит корни Дуба, ведь дерево может засохнуть. Но Свинья ответила, что ей все равно, пусть дерево сохнет, ведь в Дубе она не видит никакого смысла, пусть его хоть веками не будет, она не пожалеет о засохшем дереве, ей важны только желуди, ведь от них она жиреет. Тут к Свинье обращается Дуб и называет ее неблагодарной, ведь если бы она подняла рыло вверх, то она бы увидела, что желуди растут на Дубе. Но Свинья также продолжила портить корни дерева и ругать науку, учения и все научные труды, не понимая, что пользуется их благами.

В басне Крылов высмеивает и осуждает людей непросвещенных, невежливых, тех, что не видят дальше своего носа. Ведь не зря Крылов таких людей сравнивает со свиньями, роющими землю и приносящими неприятности окружающим им людям, и совершенно не желающим оглянуться вокруг себя. Их интересуют только свои блага, но они даже не задумываются о том, откуда эти блага берутся.

Герои

Свинья. Это в первую очередь, невежество, глупость, лень и неблагодарность. Лень не позволяет человеку достигнуть знаний, оценить их, такие люди к попытке обучить их чему-то относятся крайне негативно. Свинья видит только находящееся у нее под носом, но дальше носа она не смотрит никогда. Свинья не меняет своего мнения и считает свой поступок правильным. Образ Свиньи был выбран Крыловым неслучайно, это животное имеет интересную физиологию. Свиньи могут держать голову только прямо, но рыло поднять не способны.

Ворон. Мудрый персонаж в басне. Ворон первый пытается образумить Свинью, чтобы та не портила корни Дуба. Ворон – олицетворение умного, просвещенного человека. Ведь сама птица ворон очень умное животное.

Ворон впитал в себя много мудрости, и считает, что тот, кто знает что такое добро, не способен на плохие поступки. Но Ворон очень наивен. Он не понимает что Свинья его не услышит, и сделает так, как он сказал. Тут Крылов сделал акцент на двух разных процессах: слушать и слышать.

Дуб. Дуб олицетворяет наивысшую мудрость. Дерево, простоявшее века, много повидавшее, понимает что учить разуму Свинью просто бесполезно.

Дерево не пытается научить, оно просто выкрикивает горькую для себя правду, не имея никакой надежды на лучший исход.

Мораль

В басне указана мораль о том, что невежды ругают науку и учение, не имеющие сами никакого желания обучаться, но при этом тормозящие процесс обучения и совершенно не понимающие откуда берутся блага, которыми они пользуются.

Вариант №2

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов в своих произведениях с помощью аллегорий обличал различные человеческие пороки: хамство, невежество, грубость и лень. Зачастую в баснях поднимались острые социальные и государственные проблемы. В статье представлен анализ известной басни «Свинья под дубом», написанной в 1823 году.

Сюжет

В произведении Крылов описывает ситуацию, когда невежественная и весьма грубая свинья начала подрывать своим рылом корни векового дуба. Перед этим она «досыта, до отвала» наелась желудей, упавших с дерева, и хорошо выспалась. А затем «глаза продравши, встала» и принялась за нехорошее дело.

В диалог с животным вступает мудрый ворон, сидящий на дереве. Он объясняет свинье, что дуб может пострадать от ее кощунственных действий. На что свинья отвечает, что ее «ничуть то не тревожит», для нее главное – чтобы были желуди, от которых она «жиреет». Тем самым автор показывает невежество свиньи, которая по причине своего незнания готова испортить источник своего питания.

К свинье обращается сам дуб: стоит поднять рыло, чтобы увидеть, что желуди растут именно на дереве, которому животное пытается навредить.

Герои

Для аллегоричного изображения невежественного и необразованного человека Крылов использует образ свиньи, для которой важно только наесться «досыта, до отвала» и выспаться. Ее не заботит то, откуда берутся желуди и где они растут. Свинья не только глупа, она ленива – ведь у нее даже нет стремления получить знания.

В качестве антипода свиньи выступает ворон – как символ житейской мудрости. Птица прекрасно понимает, что рыть корни дерева – весьма вредная затея, ведь с обнаженными корнями дерево может засохнуть. Стоит обратить внимание на тот факт, что ворон сидит на дереве, то есть пользуется им, но при этом уважает его и хочет сохранить.

Дуб в басне Крылова символизирует науку и образование. Именно его не ценит свинья, которая с большим удовольствием «вкушает плоды» дерева. Животное пренебрежительно относится к источнику своего пропитания так же, как некоторые люди пренебрежительно относятся к учебе, не понимая, что пользуется результатами этого обучения.

Мораль

К сожалению, часто можно встретить довольно ограниченных людей, которые не видят дальше своего носа, или, как говорится в басне – рыла. Эта ограниченность во взглядах и есть то самое невежество, описанное Крыловым.

Обучаться и самосовершенствоваться хотят не все, считая это ненужным и пустым делом. Эти люди упускают важный момент: мы повсеместно пользуемся плодами достижений науки и результатами научных познаний.

Крылов говорит «Невежда так же в ослепленье…», подчеркивая тем самым тот факт, что невежественный и необразованный человек слеп. А слепец не может видеть вокруг себя ничего: красоту мира, пользу научных достижений, он хочет только удовлетворять свои потребности, при этом не делая ничего полезного.

Свинья под дубом

Свинья под дубом
Сейчас читают:
  • Сочинение по картине Левитана Одуванчики

    Известный художник Исаак Ильич Левитан, писал картины родной природы. Он, изображал на них, то, что было близко его сердцу, что, несомненно, волновало и вдохновляло его. Дикорастущие поляны одуванчиков, украшают землю своими поднятыми к солнцу головками.

  • Сочинение на тему Мой попугай 2, 3, 5 класс

    У меня дома живет попугай. Он очень разговорчивый, веселый и активный. Попугая мне подарили на день рожденья родители. Они привезли его в большой золотистой клетке.

  • Сочинение по картине Маковского Ночлежный дом

    Картины Владимира Егоровича Маковского можно причислить к искусству передвижников. Его произведения характеризуются проявлением заботы и понимания, счастья и судьбы «маленького человека».

  • Сочинение по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

    Илья Ефимович Репин - величайший художник девятнадцатого века. Он очень хорошо зарекомендовал себя в русской живописи. За всю свою жизнь он написал немало чудеснейших творений, которые прославились на весь мир. Ему был очень интересен свои край,

  • Сочинение на тему Неуверенность в себе 9 класс 15.3 ОГЭ

    И так, что же такое неуверенность в себе? Во-первых, это некое чувство страха, которое возникает в результате принятий какого либо решения, ведь если ты не уверен в себе, не уверен в своём выборе то ты по сугубо адекватной логике будешь

  • Сочинение на тему Нужна ли сатира сегодня 7 класс

    Нужна ли нам сегодня сатира, так едко обличающая пороки общества и наставляющая наш социум в нелёгкие жизненные моменты и в стадиях надлома гражданского общества? Мы с вами очень часто задаёмся подобным вопросом об актуальности этого явления,