Крылов - басня Слон на воеводстве

Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода:
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит.
Вот добрый Воевода видит:
Вступило от овец прошение в Приказ:
«Что волки-де совсем сдирают кожу с нас».
«О, плуты!» Слон кричит: «какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?»
А волки говорят: «Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять;
Да и того им жаль отдать».—
«Ну то?-то ж», говорит им Слон: «смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком.
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском».

Анализ

Сюжет

Басня повествует нам о животном сообществе, которое условно разделено на три сословия: овцы, волки, слон. К слону – правителю, главнокомандующему, обращаются овцы с просьбой остановить произвол волков, которые буквально сдирают с овец шкуру для удовлетворения своих собственных интересов. Слон возмущен таким поведением волков, но те припоминают правителю, что он сам им позволил взять по одной шкуре с овцы, но не более того. Тем самым волки убеждают слона разрешить поборы. Проявив лояльность к волкам, которые просят слона позволить содрать с каждой овцы всего лишь по шкуре, слон обрекает овец на верную гибель, не подумав о том, что у овец кроме этой самой шкуры ничего-то в жизни и нет.

Герои

Овцы в басне выступают в роли простого народа, лишенного привилегий и прав. Их жизнь и благосостояние зависит от грамотного управления слона. В басне показана разница в положении в обществе овец и волков – представителей более высокого класса, олицетворяющих собой мелких чиновников, полицейских. Овцы в отчаянии обращаются за помощью к слону, надеясь, что правитель сможет им помочь. Но тот, желая угодить всем, в итоге оставляет овец ни с чем. Он, являясь главным героем повествования и правителем мягкотелым и уступчивым, не осознает всех тонкостей жизни овец, с которых хотят в буквальном смысле «содрать шкуру» волки.

Мораль

Басня представляет собой метафоричное изображение человеческого общества, в котором есть присущее реальности различие в уровне жизни и приближенности к власти разных слоев населения. И это различие порождает конфликты и, как следствие – угнетение наименее защищённой прослойки жителей, в то время как более пронырливые и приближенные граждане получают то, что им нужно. Только героями здесь выступают не люди, а животные. И неравенство показано весьма наглядно: самый низший слой – овцы, беззащитные и имеющие за душой только свою шкуру, средний класс – волки. Главное действующее лицо – слон, который является главой некого животного сообщества, который при этом хотя и является добрым и великодушным правителем, но не способен эффективно править. Отсутствие внутреннего стержня и четкого понимания того, где можно идти на уступки, а где необходимо проявить твердость характера приводит к тому, что одна прослойка этого сообщества живет и получает все, что ей нужно за счет обделения и грабежа другой.

Вариант №2

Действие происходит в лесу – в царстве зверей. Здесь же решили поставить слона на роль воеводы. Он, в свою очередь, был очень добрым, благосклонным, но не весьма умным. Воевода хотел заработать себе авторитетность среди зверей, отвечая на все просьбы позитивно. Но необразованность дает о себе знать. Его решения и намеренья были противоположны. Это можно увидеть в первых строках, что семья слонов вполне обычно, но и в ней «не без урода».

Однажды к слону-воеводе поступила жалоба от овец. Они были недовольны поведением волков, которые снимают шкуру. Естественно, слон принял меры и начал ругать лесных животных за их отношение к другим жителям леса. Но волки знали о недалекоглядности главы леса, поэтому решили переложить часть ответственности на слона. Это видно в том моменте, когда волки говорят о том, что такой приказ был отдан самым воеводой, а шакалы были лишь в роли исполнителей.

Слон немного посомневался в словах волков, но ответил благосклонно. Глава леса дал добро на то, чтобы было взято ещё несколько шкурок на зимние тулупы, но добавил, чтобы волки больше не приближались к овцам.

Главные персонажи басни:

  1. Слон, который является прообразом главы компании или страны;
  2. Овцы – олицетворение народа и простых людей;
  3. Волки – тип людей, которые пользуются добротой начальства и любят хитрить;
  4. Рассказчик басни.

Мораль:

Мораль басни «Слон на воеводстве» виднеется ещё вначале стихотворения и звучит она так: «Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он».

Каждый может понимать выражение по-своему, но мнение критиков сходится на том, что смесь доброго сердца, великодушия с глупостью и необразованностью являют собой угрозу для окружающих. Из-за этих качеств, слон-воевода поставил жизнь невинных овец под удар, зовущийся волками. Глава леса настолько хотел получить желаемый авторитет и признание, что соглашался на все без разбору. Естественно, Крылов показал момент, когда слон был недоволен выходками волков, но, к сожалению, он настолько был глуп, что животные провели его вокруг пальца. Таким образом получается, что слон одновременно разрешил снять шкуры и запретил приближаться к овцам, создав диссонанс.

Иван Крылов в самом начале басни дает понять, что глупость может иметь свои последствия. В данном случае – это жизнь овец. Также, под этими образами автор зашифровал некие прообразы: слон – это добрый, но глупый руководитель; овцы – это народ, который страдает от неверных решений главы, а волки – это люди, которые используют глупость руководителя в свою пользу.

Доброта сердца – это не всегда хорошо, важно, также, иметь ум и свои хитрости, дабы не поддаваться влиянию других.

Слон на воеводстве

Слон на воеводстве
Сейчас читают: