Крылов - басня Осёл и соловей

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Анализ

Одна из самых известных басен Крылова «Осёл и Соловей» посвящена теме творчества и права каждого судить о нём со своей точки зрения.

Осёл при встрече просит Соловья продемонстрировать своё искусство, для того чтобы вынести своё объективное суждение. Соловей охотно соглашается. Фрагмент басни, в котором описано пение соловушки, давно признан одним из лучших изображений птичьего пения (музыки) в русской поэзии. Действительно, поражает, какое количество глаголов и эпитетов для этого находит поэт.

Кроме того, Крылов воссоздаёт впечатление, производимое настоящим искусством на окружающий мир. И природа, и люди – всё слушает «любимца и певца Авроры» с молчаливым восхищением. Всё умолкает, даже ветерки, боясь упустить хоть нотку из его божественного пения. Однако Осёл хвалит Соловья только за то, что его можно слушать без скуки. И советует ему поучиться у Петуха. Униженный певец тут же улетает.

В качестве персонажа автор не зря выбрал Осла – эмблему глупости и невежества. Сам способный издавать лишь резкие неприятные звуки, он считает себя вправе рассуждать о достоинствах и недостатках искусства. За образец при этом принимает петушиное пение. У великого баснописца Осёл выступает аллегорическим изображением критика, абсолютно не сведущего в предмете своих умозаключений. Поэтому даже его похвала звучит как оскорбление.

Соловей – образ, прямо противопоставленный таким «знатокам». Он сам – воплощение творчества. Искусство является его сущностью, содержанием его жизни. Вне своего пения он просто не существует. Его творчество меняет окружающий мир, облагораживает его, пробуждает лучшие чувства в людях.

«Избави бог и нас от этаких судей!» − делает вывод баснописец. «Этаких» значит некомпетентных, примитивно рассуждающих, далёких от самого предмета критики. Высказывать своё мнение имеет право каждый. Беда в том, что глупостью, нелепостью и грубостью своих высказываний недалёкие критики, не осознавая того, разрушают гармонию мира. Ведь Соловей улетает «за тридевять земель». С обиженным певцом из этих мест исчезает его искусство. Здесь ещё долго не услышат дивных соловьиных трелей, не смогут вновь пережить мгновения общения с прекрасным. Так что высказывания Осла далеко не так безобидны, как кажется. Ослы делают мир бледнее, беднее чувствами, скучнее, примитивнее.

Высказываться о чём-то можно только тогда, когда предмет обсуждения хорошо знаком, когда говорящий в нём искренне заинтересован, иначе есть реальный риск нанести обществу, миру непоправимый вред.

Вариант №2

Басня Крылова «Осел и Соловей» была написана в 1811 году, опубликована тогда же в Чтении в Беседе Любителей Русского слова. Ходят слухи, что один иностранец попросил Крылова прочитать «две-три басни», затем сказал, что «Это хорошо, но у другого баснописца лучше». – по-видимому Ивану Андреевичу стало обидненько, поэтому по приходу домой он написал басню, где изобразил себя в виде Соловья, а того иностранца – в виде ничего не понимающего в пении Осла, который еще и учить его пытается, как лучше. Ну что сказать? Крылов всегда был мастером сарказма. А теперь, собственно, сам анализ.

Анализ басни Крылова "осел и соловей"Осел встречает Соловья, и просит его спеть, ссылаясь на то, что он слышал, что тот "великий мастерище" по части пения. Тот соглашается, и начинает петь, заливаясь на все лады, и то прищёлкивая, то ослабевая. Все, кто оказывается в этот момент поблизости, с замиранием сердца слушают его пение. Когда же он заканчивает, Осел говорит, что у него, конечно, потрясающий голос, но ему бы стоило получиться у Петуха, тогда бы он овладел искусством пения в совершенстве. Басня заканчивается тем, что "избави Бог нас от таких судей, как осел".

Герои: Осёл, Соловей, Петух (упоминается) Пастух (который «затих, Пастушке улыбался»)

Мораль:

Осел взялся судить Соловья, сам ничего не понимая в пении, да ещё посоветовал ему обратиться к Петуху, чтобы тот научил его, "как правильно". Так же и мы, люди: судим друг друга, ничего толком не зная о способностях, умениях и судьбе. Нам лишь бы осудить кого-то, сказать, что кто-то делает это хуже, чем мы. В этом вся суть человечества, и Иван Андреевич её тонко уловил, «перекинув» ее на животных. Вообще, это был достаточно хитро, потому что человек читает и думает: «А, это не про меня, это о животных». – а на самом-то деле это о нем, только завуалировано.

Немного собственного мнения:

Осел – это такой «диванный эксперт», как сказали бы в современном мире. Знает все обо всем, и в то же время – ничего. Такие обычно встречаются в Интернете: сразу берутся судить о осуждать, как только скажешь им: «Сударь, вы не правы». – он тебя и по матери может послать, не разбираясь. Как же, он же «Эксперт»! так что к Ослу в данной басне больше всего подходит афоризм «профессор кислых щей». А еще мне кажется, что он не очень доволен своей жизнью, раз видит в пении Соловья плохое, в то время, как другие им восхищаются:

«И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался».

Все в восторге, и только Осел посчитал пение Соловья нуждающимся в доработке. А дело-то не в нем, не в Соловье, а в Осле, который не может увидеть ничего хорошего в этом мире. Все ему не так, все в черном цвете. Бывают в этом мире и люди-ослы, которым всегда все не так. Они были, есть и будут, как это не прискорбно.

Осёл и соловей

Осёл и соловей
Сейчас читают:
  • Сочинение Комсомольск-на-Амуре - мой город

    Комсомольск-на-Амуре – любимый город, город юности. Он не похож на другие города России, в нём есть особое очарование и романтика. Находясь на Дальнем Востоке,

  • Сочинение Добрые люди в моей жизни 9 ласс

    Красота спасёт мир. Так когда-то сказал Достоевский. А я думаю, что мир спасёт доброта. Люди часто говорят, что в мире много зла и несправедливости. Они считают, что жизнь тяжелая, и в ней мало счастливых мгновений. Но мне кажется, такие пессимис

  • Cочинение-рассуждение Добро и зло

    Добро и зло - об этих понятиях мы слышали еще с детства. Ведь если вспомнить детские сказки, которые родные читали нам перед сном, везде присутствует и зло и добро. Это две силы, которые постоянно соперничают друг с другом.

  • Анализ романа Евгений Онегин Пушкина

    Произведение Александра Сергеевича Пушкина под названием Евгений Онегин стало знаменательным событием в литературном мире начала

  • Сочинение по картине Клевера Закат солнца зимой (3 класс)

    Юлий Клевер – один из известнейших художников пейзажистов конца ХІХ века, это русский художник с немецкими корнями. «Закат солнца зимой» - это одна из известных его картин, выполненная на натуральном холсте.

  • Основные темы и мотивы лирики Лермонтова 10 класс

    М. Ю. Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт. Несмотря на столь короткую жизнь, он успел оставить нам богатое наследие, которым мы должны гордиться и ценить.