Крылов - басня Осёл и соловей

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Анализ

Одна из самых известных басен Крылова «Осёл и Соловей» посвящена теме творчества и права каждого судить о нём со своей точки зрения.

Осёл при встрече просит Соловья продемонстрировать своё искусство, для того чтобы вынести своё объективное суждение. Соловей охотно соглашается. Фрагмент басни, в котором описано пение соловушки, давно признан одним из лучших изображений птичьего пения (музыки) в русской поэзии. Действительно, поражает, какое количество глаголов и эпитетов для этого находит поэт.

Кроме того, Крылов воссоздаёт впечатление, производимое настоящим искусством на окружающий мир. И природа, и люди – всё слушает «любимца и певца Авроры» с молчаливым восхищением. Всё умолкает, даже ветерки, боясь упустить хоть нотку из его божественного пения. Однако Осёл хвалит Соловья только за то, что его можно слушать без скуки. И советует ему поучиться у Петуха. Униженный певец тут же улетает.

В качестве персонажа автор не зря выбрал Осла – эмблему глупости и невежества. Сам способный издавать лишь резкие неприятные звуки, он считает себя вправе рассуждать о достоинствах и недостатках искусства. За образец при этом принимает петушиное пение. У великого баснописца Осёл выступает аллегорическим изображением критика, абсолютно не сведущего в предмете своих умозаключений. Поэтому даже его похвала звучит как оскорбление.

Соловей – образ, прямо противопоставленный таким «знатокам». Он сам – воплощение творчества. Искусство является его сущностью, содержанием его жизни. Вне своего пения он просто не существует. Его творчество меняет окружающий мир, облагораживает его, пробуждает лучшие чувства в людях.

«Избави бог и нас от этаких судей!» − делает вывод баснописец. «Этаких» значит некомпетентных, примитивно рассуждающих, далёких от самого предмета критики. Высказывать своё мнение имеет право каждый. Беда в том, что глупостью, нелепостью и грубостью своих высказываний недалёкие критики, не осознавая того, разрушают гармонию мира. Ведь Соловей улетает «за тридевять земель». С обиженным певцом из этих мест исчезает его искусство. Здесь ещё долго не услышат дивных соловьиных трелей, не смогут вновь пережить мгновения общения с прекрасным. Так что высказывания Осла далеко не так безобидны, как кажется. Ослы делают мир бледнее, беднее чувствами, скучнее, примитивнее.

Высказываться о чём-то можно только тогда, когда предмет обсуждения хорошо знаком, когда говорящий в нём искренне заинтересован, иначе есть реальный риск нанести обществу, миру непоправимый вред.

Вариант №2

Басня Крылова «Осел и Соловей» была написана в 1811 году, опубликована тогда же в Чтении в Беседе Любителей Русского слова. Ходят слухи, что один иностранец попросил Крылова прочитать «две-три басни», затем сказал, что «Это хорошо, но у другого баснописца лучше». – по-видимому Ивану Андреевичу стало обидненько, поэтому по приходу домой он написал басню, где изобразил себя в виде Соловья, а того иностранца – в виде ничего не понимающего в пении Осла, который еще и учить его пытается, как лучше. Ну что сказать? Крылов всегда был мастером сарказма. А теперь, собственно, сам анализ.

Анализ басни Крылова "осел и соловей"Осел встречает Соловья, и просит его спеть, ссылаясь на то, что он слышал, что тот "великий мастерище" по части пения. Тот соглашается, и начинает петь, заливаясь на все лады, и то прищёлкивая, то ослабевая. Все, кто оказывается в этот момент поблизости, с замиранием сердца слушают его пение. Когда же он заканчивает, Осел говорит, что у него, конечно, потрясающий голос, но ему бы стоило получиться у Петуха, тогда бы он овладел искусством пения в совершенстве. Басня заканчивается тем, что "избави Бог нас от таких судей, как осел".

Герои: Осёл, Соловей, Петух (упоминается) Пастух (который «затих, Пастушке улыбался»)

Мораль:

Осел взялся судить Соловья, сам ничего не понимая в пении, да ещё посоветовал ему обратиться к Петуху, чтобы тот научил его, "как правильно". Так же и мы, люди: судим друг друга, ничего толком не зная о способностях, умениях и судьбе. Нам лишь бы осудить кого-то, сказать, что кто-то делает это хуже, чем мы. В этом вся суть человечества, и Иван Андреевич её тонко уловил, «перекинув» ее на животных. Вообще, это был достаточно хитро, потому что человек читает и думает: «А, это не про меня, это о животных». – а на самом-то деле это о нем, только завуалировано.

Немного собственного мнения:

Осел – это такой «диванный эксперт», как сказали бы в современном мире. Знает все обо всем, и в то же время – ничего. Такие обычно встречаются в Интернете: сразу берутся судить о осуждать, как только скажешь им: «Сударь, вы не правы». – он тебя и по матери может послать, не разбираясь. Как же, он же «Эксперт»! так что к Ослу в данной басне больше всего подходит афоризм «профессор кислых щей». А еще мне кажется, что он не очень доволен своей жизнью, раз видит в пении Соловья плохое, в то время, как другие им восхищаются:

«И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался».

Все в восторге, и только Осел посчитал пение Соловья нуждающимся в доработке. А дело-то не в нем, не в Соловье, а в Осле, который не может увидеть ничего хорошего в этом мире. Все ему не так, все в черном цвете. Бывают в этом мире и люди-ослы, которым всегда все не так. Они были, есть и будут, как это не прискорбно.

Осёл и соловей

Осёл и соловей
Сейчас читают:
  • Суть и смысл романа Обломов Гончарова сочинение

    Скорее всего, любой человек, прочитавший данное произведение, вынесет из него для себя свою суть и свой смысл, но все, же стоит заметить, что основная суть в произведение все, же присутствует. Основная мысль это то, что во времена написания романа

  • Сочинение на тему Мой папа (описание внешности) 4, 5 класс

    Сейчас я напишу о своем папе. Я хочу быть похож на него, я очень люблю его. У папы большие карие глаза, нос с небольшой горбинкой, он часто улыбается. Есть короткая борода. Папа чуть выше среднего роста, спортивного телосложения.

  • Сочинение по картине Серова Мика Морозов 4 класс

    Великолепный мастер портрета Валентин Серов часто обращался в своем творчестве к миру ребенка. Дети становились героями его талантливых полотен, сделав автора знаменитым. Так произошло и с портретом Мики - четырехлетнего сына промышленника

  • Сочинение Дружба и вражда рассуждение по литературе

    Дружба является очень важной составляющей нашей жизни. Без друзей человек лишается общения, помощи и внимания. Каждый человек хочет иметь хороших и верных друзей, но не каждый умеет дружить без корыстных намерений.

  • Сочинение Владимир - мой город

    Когда я вижу, как поднимается над Клязьмой, над верхушками деревьев, над крышами домов утреннее солнце, совершенное и золотое, приходит абсолютное восхищение этой мощью природы. Её постоянством,

  • Сочинение по картине Селедка Петрова-Водкина описание

    Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, художник, который отличается необычным виденьем вещей. В его картинах наблюдается минимализм вещей. В его картинах наблюдается минимализм предметов,