Крылов - басня Обоз

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая.
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору,
Или в ночную пору;
А то и под-гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под-гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На-славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Анализ

Сюжет

Сюжет басни Ивана Крылова «Обоз» очень прост, что, впрочем, типично для литературных произведений такого рода.

В обозе, везущем горшки, тянут возы немолодой умудренный опытом конь и молодая горячая лошадка. И вот когда обоз доехал до крутого спуска, опытный конь проявлял максимум осторожности, старался двигаться очень неторопливо, так, чтоб не подвергать опасности подводу и груз. И пусть со стороны такое перемещение выглядело крайне неуклюже, коня это не волновало. Он был заинтересован прежде всего в результате, хотел доставить воз и груз в целости и сохранности. И сделал это.

Когда конь преодолевал спуск, молодая лошадка над ним смеялась, говоря, что он – жалок смешон и не способен скатить телегу таким образом, чтоб это и заняло мало времени, и выглядело красиво. Лошадь обещала показать класс. И как только подошла ее очередь спускаться, припустила во всю прыть. На крутом спуске это прогнозируемо привело к плачевному результату: задавшая слишком большую скорость лошадь не смогла удержать воз, и угодила вместе с ним в канаву, погубив весь груз.

Герои

В басне Ивана Крылова «Обоз» два основных персонажа – немолодой умудренный опытом конь и  молодая горячая лошадь. Оба героя имеют прототипов. Конь – русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. А прототип лошади – критики военачальника, упрекавшие его в «не героической» стратегии войны с Наполеоном.

Зная о гениальности Наполеона в сражениях, которые были для французского императора зоной безусловного комфорта, Кутузов выбрал единственно верную тактику – лишить его этого комфорта, лишить возможности проявлять свою гениальность. Именно по этой причине Кутузовым и была выбрана тактика, ориентированная на изматывание противника затяжным бездействием, негативное влияние которого усугублялось не подходящим для французов русским климатом, особенно – зимой. Но эту стратегию критиковало немало соотечественников Кутузова, наивно полагавших, что Наполеона можно было бы быстро разбить, дав несколько победоносных сражений.

Мораль

Нечто,  кажущееся со стороны ошибкой или проявлением некомпетентности, на самом деле может быть самым удачным решением проблемы. Ведь советовать со стороны всегда значительно легче, чем что-то делать самому, нести за это ответственность. Однако во все времена встречалось немало людей, подвергающих все уничтожительной критике и дающих «дельные» советы. Но стоит появиться у таких людей возможности самостоятельно реализовать то, что человек советовал, как в большинстве случаев все заканчивается фиаско и стопроцентным подтверждением нежизнеспособности «ценнейших» советов со стороны.

Обоз басня крылова

1. Сюжет

В начале описывается, как хозяин спускает обоз с крутой горы. Оставив часть обоза ждать на вершине, он не спеша спускал старого коня с нагруженной телегой. Добрый, опытный конь, медленно, не торопясь понёс воз на крестце, не давая телеге катиться по склону.

С вершины горы, молодая лошадь наблюдает за каждым шагом старого коня. Она осуждает, и насмехаться над его неуклюжим спуском. Сравнивает коня с ослом, на котором осталось только воду возить. 

Спустив первую часть обоза, хозяин направился за другой частью. Молодая лошадь начала хвалиться, что спустит свой воз быстрей и аккуратней. Выгнувши спину, она подготовилась к спуску. Но только телега перевалила под-гору, то стала напирать на коня. Не в силах совладать с напором груза, лошадь пустилась со всех ног. Телега котилась по ямкам, по кочкам, врезалась в камни, рытвины, пошли толчки, скачки… Лошадь кидало то в правый, то в левый бок.

Воз слетел с горы, в канаву, побив все горшки хозяина.

В конце басни, автор подмечает, такую особенность во многих людях.

2. Герои. К нашему вниманию представлены такие персонажи:

  • Старый конь, демонстрирующий умение и терпение в нелегкой работе.
  • Молодая лошадь, которая озвучивает свою неуместную критику, раздает советы, осуждает старого коня за его работу. А взявшись самостоятельно за дело, ни в силах его выполнить.
  • Обоз – работа или труд, за который берутся герои басни.
  •  Хозяин - герой, который ведет свой обоз, по не легкому пути.                                                                                                                                                                                

3. Мораль

Прототипом басни является император Александр I и полководец Кутузов. Во время Отечественной войны 1812 года, Кутузов приказал оставить Москву и отступить. На что император Александр I и все общество негодовало и требовало вторичного сражения. Но Кутузов выжидал, когда  французская армия, на разорённой земле, ослабеет. И в нужный момент нанес решающий и победоносный удар. Автор говорит о Кутузове, как о том старом неторопливом коне, который «зря горшки не бьет». Поддерживая его действия и пытаясь открыть глаза общества на истинные намерения полководца.

Главная мысль басни разделяет людей. Первая категория, старается хорошо сделать роботу. Не обращая внимания на насмешки, укоры и неуместные советы.  И на вторую категорию, ту, что наблюдает за процессом работы со стороны:  дает те самые советы, не вникая в суть труда, критикует, осуждает и даже, обзывает глупцами, тех, кто работает. Эта категория людей восхваляет свои таланты, умения и навыки в любом деле. Но при этом, взявшись за работу, не могут ни начать, ни окончить её.

Здесь припоминается известный Библейский стих: « Что ты смотришь на сучок в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не видишь». Перед тем как судить, нужно ставить себя на место этого человека.  

Обоз

Обоз
Сейчас читают:
  • Сочинение-рассуждение Достопримечательности моего города (Москва)

    Москва - это один из самых больших городов в мире и самый большой город в России, где есть множество различных достопримечательностей, которые были созданы за долгую историю этого города

  • Сочинение Моя будущая семья какой я ее вижу

    Семья – это самое ценное, что есть в жизни. Наступает время, когда каждый человек задумывается о том, какой же она будет. Каждый из нас еще в детстве, играя в дочки-матери, рисует эту модель. Я хочу рассказать о том, какой я вижу свою будущую семью.

  • Сочинение на тему Красота природы

    Дед меня научил наслаждаться природой. Все лето я провожу у него в деревне, отдыхаю от гаджетов, компьютеров, и дед ведет меня в поля. Я, как городской житель, поначалу я не видел в этом ничего такого.

  • Сочинение по картине Шишкина Дождь в дубовом лесу 3 класс

    Раннее творчество Шишкина наполнено романтизмом и трагизмом. Большинство его картин выполнено в темной цветовой гамме, большая часть работ – картины о природе. Картина «Дождь в дубовом лесу» была написана в 1891 году.

  • Анализ повести Пиковая дама Пушкина 8 класс

    Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году на территории Нижегородской области и считается одним из самых

  • Сочинение Мой любимый русский язык (3, 5 класс)

    Русский язык - самый трудный, но и самый певучий и самый выразительный язык в мире. В алфавите тридцать три буквы. Как это вроде мало, но и как много можно составить слов и словосочетаний