Крылов - басня Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Анализ

Басня «Лебедь, рак и щука» была написана И.А. Крыловым в 1814 году. Эта басня стала основой для упрямых, непослушных детей. Да и взрослым оказала значительную пользу.

Главными героями басни стали Лебедь, который хорошо летает, Рак, который вечно пятится назад, и Щука, что умеет хорошо плавать. Главные герои взяты для басни не случайно. Все они разные: рак ходит по земле, щука плавает в реке, а лебедь летает в небе. Этим А.И. Крылов хочет показать, что герои его басни подобны людям. Все люди такие же разные. С разным образом жизни, разным воспитанием и восприятием жизни. И сравнивать их нельзя. Из этого ничего не выйдет. В жизни не зря существует фраза: «не подходят друг другу». Имеется в виду факт того, что каждый человек уникален, и подобрать к нему ключик - не каждому дано. По басне Крыло происходит именно так. Трое зверей четко отстаивают свою позицию: делают то, что они умеют. В итоге их дело не продвигается ни туда, ни сюда. Так происходит и в жизни. Водитель большой машины вряд ли сможет управлять самолетом, а бегун не сможет решить задач по физике. Каждому дано свое.

Крылов в басне «Лебедь, рак и щука» отражает упрямство и смеется над ним. Людей невозможно изменить. От подлого и злого человека не стоит ждать благородных поступков, даже если пытаться насильно заставить его, их совершить. Внутри он не изменится.

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». – Пишет Крылов.

Такая ситуация часто происходит с взрослыми, когда они стараются силой вырастить из своего ребенка художника или музыканта. Если у человека нет способностей и желания, его вряд ли можно заставить заниматься чем-то. Лебедя не заставить плавать, а щука никогда не полетит.

Мораль басни: не переделывать другого, а принять человека таким, какой он есть. Со всеми недостатками и ошибками. Только так можно найти общий язык с людьми и решение вопроса найдет свой ответ. Пусть дело не закончится блестяще, но все-таки удастся продвинуться, если пойти на контакт. Слышать другого – уникальный дар, лишённый эгоизма. Ведь только эгоист не слушает собеседника, а заставляет его делать то, к чему у него нет способностей и желаний. Рак в Басне Крылова не зря «пятится назад». Он показывает, что это не его. Он противится, как и остальные персонажи. Между героями нет договоренности и слаженности. А именно, сплоченность и умение слушать другого – залог успеха.

Вариант №2

Басня о лебеде, раке и щуке была создана писателем Крыловым в начале 19 века, в 1814 году. Впервые ее опубликовали в сборнике лишь спустя два года. Многие могут посчитать это детским рассказом, но в басне заложен глубокий смысл. Более того, он не писал рассказ от имени здравомыслящего народа, понимающего основы взаимодействия в коллективе.

Сюжет

Сюжетная линия основана на оригинальной истории, в которой лебедь, рак и щука решили общими усилиями двигать воз, наполненный различными грузами. Суть заключалась в том, что воз никак не хотел двигаться с места, хотя был не слишком тяжёлым. Проблема заключалась в том, что лебедь, рак и щука тянули его в три разные стороны.

Персонажи

Лебедь рак и щука олицетворяют три абсолютно разные натуры. Мечтательный и лёгкий лебедь, который думает лишь о высоком полете. Нерасторопный рак, двигающийся задом наперед, не имеющий возможности сделать это иначе. И щука, быстрая и резкая, но только когда находится в воде.

Писатель не зря выбрал трёх различных по своей сути и образу существования животных. Лебедь пытался взлететь в небо, Рак двигался в противоположную сторону по суше, а щука хотела добраться до речки. Действия этих персонажей естественны, ведь каждый из них привык к такому способу передвижения. Однако из-за такого большого различия интересов, не представляется возможным совместно выполнить задачу.

Если рассмотреть персонажей как лучших друзей, то сразу видно, что каждый печется только о своем благополучии, не думая о других. Между ними нет здравого диалога и понимания, из-за чего возникает проблема с передвижением воза.

Мораль

Сам Крылов описал мораль басни в самом начале. В любом коллективе залогом успеха является общность интересов, желание достичь единой цели, и взаимопонимание. Если эти условия не соблюдаются хотя бы одной частью коллектива, результата не будет. В такой ситуации уместна фраза из басни "а воз и ныне там", которая в современном обществе стала крылатой.

Тем не менее нужно понимать, что даже при совместной работе нужно прислушиваться друг к другу, разговаривать, уважать мнение других членов коллектива. Отсутствие этих элементов ярко выражено в рассказе, написанном Крыловым.

Современники писателя в персонажах басни видели проблемы в государственном совете, и считали, что именно об этом Крылов и писал. Тем не менее издавна, исходя из менталитета общества, такая проблема присуща многим коллективам, в том числе и в кругу семьи.

Лебедь, щука и рак

Лебедь, щука и рак
Сейчас читают:
  • Сочинение по рассказу Короленко В дурном обществе 5 класс

    Рассказ "В дурном обществе" меня заинтересовал сразу - даже одним своим названием. Что это за общество такое? Оказывается, что рядом со вполне благопристойным городком расположены развалины. Там живут нищие. Однажды их споры

  • Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение

    Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.

  • Сочинение по фотографии Ландыш Гиппенрейтера 5 класс

    Природа всегда красива. Многие художники, фотографы, писатели и другие деятели искусства изображали её в своих работах. Каждый делал это по своему. Тематика природы, мне кажется, всегда актуальна. Ведь она необычайно притягательна.

  • Сочинение День моей мамы (рабочий и выходной день) 4 класс

    Моя мама для меня - это настоящий герой! Наверняка каждый ребёнок своей мамы считает так же как и я. Почему? Сейчас расскажу! День моей мамы начинается в половину шестого утра. Очень рано. Так рано она встаёт, потому что каждый будний день ей нужно идти

  • Сочинение на тему Работа учителя

    Работа учителем является сложной, но очень необходимой. От профессионализма данного категории специалистов зависит развитие будущего населения.

  • Сочинение по картине Кудревича Утро весны 5 класс

    Замечательный художник-пейзажист Владимир Николаевич Кудревич родился в белорусской глубинке и с детских лет любил рисовать природу. Она вдохновляла его и дарила мимолетные сюжеты, которые живописец фиксировал и оставил в своих полотнах,