Крылов - басня Котенок и Скворец

В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж философ презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А философ Котенка учит —
И говорит ему. «Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу ты прямой Котенок».
«Но совесть…» — «Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред,
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов — пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать всё волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры».
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок.
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: «Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум».
И, клетку разломав, учителя он скушал.

Анализ

Басня «Котенок и Скворец» написана автором в 1824 году. В ней заимствовано всего два участница: тихий котенок и скворец-философ.

Идея басни – пробудить совесть. Скворец читает котенку лекцию о совести, несмотря на то, что он «скучает», «бродит» и далеко не настроен, слушать нотации. Котенок голоден, он не нуждается в нравственном совете. Но Скворец настолько посчитал себя мудрым философом, что сам своим безрассудством накликал беду.

Вывод прост: «инициатива – наказуема». В случае со Скворцом она не просто наказуема, а обернулась против него самого. Посчитал милого тихого котенка слабым, скворец решил показать свою значимость. Начал учить. Крылов описывает картину из жизни: сколько людей окружают нас, в советах которых мы совсем не нуждаемся? Так и в басне. Скворец словно забыл, что маленький котенок – большой кот, который любит дичь. Скворец словно забыл, что он не учитель, а птаха – добыча. Умный человек не станет учить тигра подавать ему лапу. Крылов не зря с иронией называет скворца философом. Философия в Древнем Риме и Греции порой заканчивалась трагедией для самого философа. Наши мысли – они же наши топоры.

Скворец нашел свой топор в скучающем котенке. Сам котенок не познал урока. Не усвоил мудрости и на философию ему абсолютно плевать. Он насытился легкой добычей. Он доволен и рад. Ему в лапы все попалось так легко. Может быть, он, вовсе, не желал есть щегла. И не думал этого делать. Но скворец мудрый. Он не пожалел щегленка. Хотя сам такой же, как и он.

Жертвовать своим собратом для того, чтобы показаться умным – глупая затея. И снова Крылов открывает занавес жизни: сколько людей вокруг осуждают и подставляют других, хотя сами абсолютно такие же и по социальному статусу и по жизни? Сколько людей страдают от мании величия? Отчего скворец возомнил себя Богом, чтобы распоряжаться чужой жизнью? В итоге поплатился за это своей жизнью.

«Наставил ты меня на ум» - сказал котенок. И съел учителя. Вот же, как все просто. Вот он ум. Птица – еда. Зачем слушать учителя? Он же еда. Если бы скворец был мудрецом, то с опаской относился к своему юному ученику. Молодых диких кошек так же выращивают люди с опаской. И собак по подобному образу. А скворец настолько обезумел от своей «мудрости», что напрочь забыл про инстинкт самосохранения.

Крылов в Басне «Котенок и Скворец»  учит читателя всегда иметь совесть и считаться с ней. По сути скворец предал щегленка, ради признания себя мудрецом. Жизненная ирония. Жизненный урок.

Вариант №2

Произведения великого баснописца не теряют свою актуальность в сейчас. Они — образец морали и нравственности. Тонкая аллегория легко читается между строк, и учит жить «по совести». Басня «Котёнок и Скворец» в очередной раз доказывает талант автора.

Сюжет

В произведении на реальных примерах показывается, как «горе-учителя» и их «вредные» советы вредят им же.

Маленькая скромная птица — Скворец, дал непрошенный совет милому Котёнку: утолить свой аппетит и скушать невинного Щегла, чтобы утолить аппетит. Непонятно, о чём думал в этот момент Скворец, который являлся такой же птицей. Котёнок — маленький, но всё же хищник. Обед в виде щуплого Щегла он даже не почувствовал: «хотя им голода он утолить не мог». И предсказуемо: Котёнок решил подкрепиться своими советчиком, который учил его «не быть слабым» и «отбросить предрассудки».

Герои

Маленький Щегол — эпизодический персонаж. Но через его образ, Крылов хотел показать, что с человеком в любой момент могут поступить также: предать, подставить.

Скворец — вовсе не несчастная птица, которую проглотили на обед. Во-первых, он «плохой певец», с заниженной самооценкой и повышенной манией величия. Желание всех научить и воспользоваться силой — приводит его к гибели. Причем его же нравоучениями.

Котёнок — маленький, безобидный хищник. Он, словно губка впитывает информацию и воспринимает её буквально. Ощутив свой физическую силу, он утоляет потребности и переступает через Скворца. Это не отрицательный персонаж. Скорее наоборот — он жертва обстоятельств, который послушал «мудрого философа».

 Аллегория в том, что в жизни такое часто случается: плохой пример не только заразителен, но и оборачивается против «учителя».

Мораль басни

Во-первых, не нужно зависеть от мнения окружающих. Важно: слушать только себя.

Во-вторых, часто демонстративная жалость — это желание показать своё превосходство и ум.

Такая ситуация — нередкий случай в жизни людей. Часто, просто необходимо стать тем самым звеном, который подтолкнёт человека к тому или иному поступку. И многие забывают про моральные ценности и дают «ученику» вредные советы. Но жизненный бумеранг, рано или поздно, возвращается к советчику и бьёт с размаху.

Не нужно давать плохие наставление — не попадётесь сами в эту ловушку. Позвольте другим принимать решение самостоятельно, дабы избежать «гибели». Перестаньте считать себя самым умным, хитрым, мудрым — всегда найдётся тот, кто и умнее, и хитрее, и мудрее. Вредные советы — ударяют вдвойне.

Котенок и Скворец

Котенок и Скворец
Сейчас читают:
  • Мои жизненные принципы - сочинение

    В жизни каждого человека есть свои собственные принципы, которые помогают ему находить свой путь и принимать важные решения. Мои жизненные

  • Сочинение 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына

    Имя Александра Исаакиевича Солженицына знает каждый еще со школы. В декабре 2018 года в связи с указанием президента будет празднование ста лет со дня рождения великого российского писателя и общественного деятеля. В этот день в библиотеках,

  • Сочинение по картине Сыромятниковой Первые зрители 6 класс

    Картина, которая выполнена в собирательном образе, так как на ней мы сразу же наблюдаем несколько жанров, которые можно представить на этой картине. Мастеру очень хорошо удается передать весь момент, который показывает нам простое удивление ребят,

  • Сочинение на тему Прогресс

    В современном мире мы наблюдаем невероятный технологический прогресс, который меняет нашу жизнь с каждым днём. Технологии развиваются стремительными темпами

  • Фамусовское общество в комедии Горе от ума сочинение

    В третьем и четвертом актах на сцене появляется целая толпа обитателей дворянской Москвы: графиня Хрюмина, «замечательная» своей глухотой; князь и княгиня Тугоуховские, занятые поисками женихов для своих дочерей; старуха Хлестова с арапкой-девкой и

  • Сочинение на тему День рождения мамы

    Я очень сильно люблю свою маму. Она самая лучшая на свете. Мой любимый день в году – это день рожденья мамы. В этот день у нас в доме всегда много гостей. В этот день мама готовит шикарный стол.