Крылов - басня Котенок и Скворец
В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж философ презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А философ Котенка учит —
И говорит ему. «Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу ты прямой Котенок».
«Но совесть…» — «Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред,
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов — пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать всё волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры».
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок.
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: «Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум».
И, клетку разломав, учителя он скушал.
Анализ
Басня «Котенок и Скворец» написана автором в 1824 году. В ней заимствовано всего два участница: тихий котенок и скворец-философ.
Идея басни – пробудить совесть. Скворец читает котенку лекцию о совести, несмотря на то, что он «скучает», «бродит» и далеко не настроен, слушать нотации. Котенок голоден, он не нуждается в нравственном совете. Но Скворец настолько посчитал себя мудрым философом, что сам своим безрассудством накликал беду.
Вывод прост: «инициатива – наказуема». В случае со Скворцом она не просто наказуема, а обернулась против него самого. Посчитал милого тихого котенка слабым, скворец решил показать свою значимость. Начал учить. Крылов описывает картину из жизни: сколько людей окружают нас, в советах которых мы совсем не нуждаемся? Так и в басне. Скворец словно забыл, что маленький котенок – большой кот, который любит дичь. Скворец словно забыл, что он не учитель, а птаха – добыча. Умный человек не станет учить тигра подавать ему лапу. Крылов не зря с иронией называет скворца философом. Философия в Древнем Риме и Греции порой заканчивалась трагедией для самого философа. Наши мысли – они же наши топоры.
Скворец нашел свой топор в скучающем котенке. Сам котенок не познал урока. Не усвоил мудрости и на философию ему абсолютно плевать. Он насытился легкой добычей. Он доволен и рад. Ему в лапы все попалось так легко. Может быть, он, вовсе, не желал есть щегла. И не думал этого делать. Но скворец мудрый. Он не пожалел щегленка. Хотя сам такой же, как и он.
Жертвовать своим собратом для того, чтобы показаться умным – глупая затея. И снова Крылов открывает занавес жизни: сколько людей вокруг осуждают и подставляют других, хотя сами абсолютно такие же и по социальному статусу и по жизни? Сколько людей страдают от мании величия? Отчего скворец возомнил себя Богом, чтобы распоряжаться чужой жизнью? В итоге поплатился за это своей жизнью.
«Наставил ты меня на ум» - сказал котенок. И съел учителя. Вот же, как все просто. Вот он ум. Птица – еда. Зачем слушать учителя? Он же еда. Если бы скворец был мудрецом, то с опаской относился к своему юному ученику. Молодых диких кошек так же выращивают люди с опаской. И собак по подобному образу. А скворец настолько обезумел от своей «мудрости», что напрочь забыл про инстинкт самосохранения.
Крылов в Басне «Котенок и Скворец» учит читателя всегда иметь совесть и считаться с ней. По сути скворец предал щегленка, ради признания себя мудрецом. Жизненная ирония. Жизненный урок.
Вариант №2
Произведения великого баснописца не теряют свою актуальность в сейчас. Они — образец морали и нравственности. Тонкая аллегория легко читается между строк, и учит жить «по совести». Басня «Котёнок и Скворец» в очередной раз доказывает талант автора.
Сюжет
В произведении на реальных примерах показывается, как «горе-учителя» и их «вредные» советы вредят им же.
Маленькая скромная птица — Скворец, дал непрошенный совет милому Котёнку: утолить свой аппетит и скушать невинного Щегла, чтобы утолить аппетит. Непонятно, о чём думал в этот момент Скворец, который являлся такой же птицей. Котёнок — маленький, но всё же хищник. Обед в виде щуплого Щегла он даже не почувствовал: «хотя им голода он утолить не мог». И предсказуемо: Котёнок решил подкрепиться своими советчиком, который учил его «не быть слабым» и «отбросить предрассудки».
Герои
Маленький Щегол — эпизодический персонаж. Но через его образ, Крылов хотел показать, что с человеком в любой момент могут поступить также: предать, подставить.
Скворец — вовсе не несчастная птица, которую проглотили на обед. Во-первых, он «плохой певец», с заниженной самооценкой и повышенной манией величия. Желание всех научить и воспользоваться силой — приводит его к гибели. Причем его же нравоучениями.
Котёнок — маленький, безобидный хищник. Он, словно губка впитывает информацию и воспринимает её буквально. Ощутив свой физическую силу, он утоляет потребности и переступает через Скворца. Это не отрицательный персонаж. Скорее наоборот — он жертва обстоятельств, который послушал «мудрого философа».
Аллегория в том, что в жизни такое часто случается: плохой пример не только заразителен, но и оборачивается против «учителя».
Мораль басни
Во-первых, не нужно зависеть от мнения окружающих. Важно: слушать только себя.
Во-вторых, часто демонстративная жалость — это желание показать своё превосходство и ум.
Такая ситуация — нередкий случай в жизни людей. Часто, просто необходимо стать тем самым звеном, который подтолкнёт человека к тому или иному поступку. И многие забывают про моральные ценности и дают «ученику» вредные советы. Но жизненный бумеранг, рано или поздно, возвращается к советчику и бьёт с размаху.
Не нужно давать плохие наставление — не попадётесь сами в эту ловушку. Позвольте другим принимать решение самостоятельно, дабы избежать «гибели». Перестаньте считать себя самым умным, хитрым, мудрым — всегда найдётся тот, кто и умнее, и хитрее, и мудрее. Вредные советы — ударяют вдвойне.
- Авторское определение жанра Грозы
В пьесе Островского, как в зеркале, отражается жизнь того времени. В драме "Гроза" автор показывает «темное царство», которое убивает лучшие человеческие чувства и стремление, обличает жестокие нравы купечества. Пьеса была написана
- Сочинение Описание Васютки (внешность и портрет) в рассказе Васюткино озеро 5 класс
Главный персонаж рассказа Васюткино Озеро Виктора Астафьева это юный Василий Шадрин более известный как Васютка
- Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 7 класс
Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами.
- Сочинение по картине За завтраком (за обедом) 2, 5, 6 класс Серебряковой
Картина известной русской художницы Зинаиды Серебряковой «За завтраком» написана в 1914 году. Подлинник работы хранится в Третьяковской галерее.
- Сочинение на тему Мебель в моем доме
Мой дом самый уютный на свете. В моем доме мне очень комфортно. Этот комфорт своими руками создает моя мама. Также комфортно у нас потому, что папа подобрал очень удобную мебель.
- Сочинение по картине Бродского Опавшие листья
Исаак Израилевич Бродский - это художник, который за свою жизнь написал огромное количество прекрасных работ. Он жил в советское время. В основном изображал пейзажи. Автор безумно любил осень,