Крылов - басня Кошка и соловей
Поймала кошка Соловья,
В бедняжку когти запустила
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Мне говорит лиса-кума,
Что голос у тебя так звонок и чудесен,
Что от твоих прелестных песен
Все пастухи, пастушки — без ума.
Хотела б очень я, сама,
Тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам
И отпущу гулять по рощам и лесам.
В любви я к музыке тебе не уступаю
И часто, про себя мурлыча, засыпаю».
Меж тем мой бедный Соловей
Едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же?» продолжает Кошка:
«Пропой, дружок, хотя немножко».
Но наш певец не пел, а только-что пищал.
«Так этим-то леса ты восхищал!»
С насмешкою она спросила:
«Где ж эта чистота и сила,
О коих все без-умолку твердят?
Мне скучен писк такой и от моих котят.
Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Всё без начала, без конца,
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»
И съела бедного певца —
До крошки.
Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.
Анализ басни Крылова Кошка и соловей
Сюжет
Поймав Соловья и сдавив его когтями, Кошка предложила птице спеть. Сказала, что есть Соловья не будет, но очень наслышана о его прекрасном пении на воле. И потому Кошка приложила Соловью продемонстрировать ей свое певческое искусство, а взамен за это выразила готовность отпустить бедную птицу.
Но в когтях у Кошки Соловей не смог петь физически. Не получалось у него пение, а вместо чарующих трелей выходил только жалкий писк. Это разозлило Кошку, решившую, что на большее Соловей не способен вообще. Его писк напомнил ей надоедливый писк маленьких котят. Они высказалась о певческих способностях Соловья весьма негативно и съела птицу.
Герои
Исследователи творчества Ивана Крылова полагают, что Кошка – аллегорический образ Александра I, позиционировавшего себя «преосвященного» монарха, бравшего под опеку многих литераторов, предоставлявшего им придворный статус. Но это практически лишало литераторов свободы творчества.
Соловей – собирательный образ литераторов, вынужденных жить в условиях жестокой цензуры и в ущерб себе терпеть «пресвященного» самодержца, активно насаждавшего свои вкусы и воззрения. Но в такой ситуации вместо чарующих трелей получался жалобный писк.
Писатели, полагавшие, что решение императора приблизить их – проявление его прогрессивности и цивилизованности, приняли предложение. Но они недооценили властность Александра I, его нетерпимость к инакомыслию и желание обустроить абсолютно все в России (даже образ мыслей сограждан) в соответствии со своими представлениями. В результате литераторы столкнулись с жесткой цензурой и множеством ограничений, которые не позволяли им в полной мере проявлять свой творческий потенциал.
Мораль
Басня написана в 1823 году, когда в России лютовала литературная цензура, от которой пострадал и Иван Крылов. Несколько его произведений были не допущены к публикации, так как цензоры усматривали в них сатирические намеки на монарших особ. Цензура не церемонилась с «чрезмерно» свободолюбивым и ни в какую не желавшим становиться придворным Крыловым.
Басня «Кошка и Соловей» стала реакцией на запрет произведений баснописца. В ней автор в аллегорической форме рассказал, каково приходится поэтам в условиях жесткой цензуры. А также сделал вывод о недопустимости цензуры и о необходимости сохранения литератором свободы творчества, являющейся одной из важнейших составляющих успешной писательской деятельности.
Кошка и соловей Крылов
Басня Ивана Андреевича Крылова начинается с того, что Кошка ловит Соловья. Ласково сжимая птицу в когтях, она рассказала о причине своего поступка: пастухи и пастушки славили птицу как отменного певца, ставили в один ряд с лучшими из лучших, и она захотела убедиться в том, что люди не врут, самостоятельно. Охотница сладко уговаривает своего пленника пропеть песню, убеждая, что абсолютно не имеет злого умысла, не собирается его кушать. Как только она получит желаемое, Соловей будет свободен. Кошка предпринимает попытки расположить его к себе, рассказывая о том, что и сама не уступает певцу в любви к музыке: часто, засыпая, она мурчит. Но бедолага не мог издать и звука, сдавленный лапами. Всё, что ему удавалось – это пищать. Кума усмехнулась. Её надежды оказались неоправданны. «Так этим-то леса ты восхищал!» - восклицает она. Писк птицы для неё скучен, так как напоминает приевшийся писк котят. В итоге Кошка решительно заявляет, что Соловей – певец плохой, и проглатывает его. В последних строчках сам автор басни подводит итог:
«Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?
Худые песни Соловью
В когтях у Кошки».
Героями выступают, по всем канонам басен Крылова, животные: Соловей и Кошка. Иван Андреевич – мастер аллегорий, и ни для кого не секрет, что под видом животных мы видим вполне реальных людей. Соловей – певец, восхищающий округу своей трелью. В нём можно найти прямое отражение творцов, ежедневно старающихся порадовать народ своим талантом. Кошка – охотница, диктующая свои правила. Она вольна сделать с Соловьём всё, что угодно. Её можно сравнить с российской цензурой, активно действующей во времена жизни поэта. Кошка имеет острые когти, что сдавливали свою жертву, не давая петь в полное горло. Это тоже является аллегорией. Под образом когтей Крылов подразумевает жёсткое ограничение авторов.
Таким образом, примеряя образы зверей на реалии, получается вполне правдоподобная картина: Кошка стиснула Соловья, уговаривая спеть что-то, словно цензура поставила в рамки поэта, уговаривая написать шедевр. В своей басне Крылов поднял очень важную для тех лет тему ограничения свободы творцов. Правительство запрещало всё неугодное, не позволяя высказаться, но в то же время требовало превосходных результатов. Иван Андреевич в сатирической форме показывает, что действительно происходит и будет происходить в российских творческих кругах, когда правительство сидит с пеленой на глазах: пока жестокая цензура будет всё запрещать, все деятели искусства будут создавать «худые песни» - блёклые, неинтересные произведения. Это актуально и для нашего мира: требуя хороших результатов, нельзя ограничивать свободу. Лишь когда человек не поставлен в жёсткие рамки, он может показать всё, на что способен.
- Сочинение Что можно делать в лесу
Лес – это целый мир, в котором существуют свои правила и чудеса. Особенно для тех, кто живёт в городе и в лесу никогда не был. В лесу хорошо проводить время всей семьёй. Можно взять с собой большое покрывало, корзинку с едой,
- Сочинение-рассуждение Слово героизм (как вы понимаете слово героизм)
Слово герой имеет глубокие корни в русском языке и культуре, оно всегда носило возвышенный характер и было связано с мужеством,
- Духовное и жизненные искания Пьера Безухова сочинение
Каждый из любимых героев Льва Николаевича Толстого в произведении "Война и мир" проходит сложный жизненный путь, в ходе которого он ни раз претерпевает изменения как личность и в итоге перед читателем предстает герой с богатым жизненным опытом
- Сочинение-рассуждение Качества достойные уважения
В современном мире, полном различных соблазнов и искушений, важно уметь отличать истинные ценности от мимолётных модных тенденций. Среди множества качеств,
- Сочинение по картине Дубовая роща 3 класс Шишкина
Шишкин, является самым известным представителем пейзажной тематики, которая вызывает интерес у любителей подобного вида искусства, так как это направление всегда вызывает умиление и неподдельный интерес. Картина «Дубовая роща»,
- Сочинение на тему Смешной случай из жизни 6 класс
Эта замечательная история произошла со мной в далеком детстве. Я ее уже давным давно забыл, но мне о ней недавно рассказали родители. Они говорят, что мне на тот момент было 8 лет.