Крылов - басня Две собаки

Дворовый, верный пес
Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он, с умиленья чуть не плачет,
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет.
«Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,
С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?»
«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:
«Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем, и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?» — «Я», отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос:
«Живу попрежнему: терплю и холод,
И голод,
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»
С насмешкой отвечал Жужу:
«На задних лапках я хожу».

Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Анализ

Сюжет

Дворовый пес Барбос увидел своего старого знакомого болонку Жужу. И так обрадовался встрече, что и хвостом виляет, и смотрит с умиленьем, и даже прослезился. Он  задает вопрос любимцу хозяина – как живешь? Ответ не заставил себя ждать. Жизнь комнатной собачки прекрасна, спит на перинах, ест из серебра, получает ласку и заботу сполна. Барбос недоумевает, за что Жужу получил такие привилегии, ведь они совсем недавно мерзли вдвоем на дворе, голодали и мокли под дождем. А теперь одному всяческие блага, а второму лишь упреки и побои за пустой лай. Жужу сам раскрывает свой секрет – он умеет ходить на задних лапках, поэтому и мил хозяину. Барбос с грустью отмечает, что умение вовремя попасть под милость цениться дороже, чем преданное служение и охрана дома.

Герои

Героями басни становятся две собаки, которые выросли на одном дворе, нередко делили одну кость на двоих, всячески пытались выжить в этом мире. Пес Барбос – отличный охранник. Он предан своему делу, усердно сторожит владения, отпугивает незваных гостей. Иногда и бывает, что лает просто так, за что и получает побои от хозяина. Барбос искренен в выражении эмоций. Он счастлив видеть своего друга, рад за его хорошую жизнь, возможно, немножко завидует сытой участи, но недоумевает от его «полезного» дела – хождение на задних лапках. Для Барбоса это постыдная работа! Его важный труд не ценят, а он так старается быть полезным. Вторая собака показана в сытости и довольстве. Болонка Жужу сумела вовремя показать свои «таланты», за что и награждена – хорошая еда, ласка, тепло, сон в любое время, а главное –не надо беспокоиться о завтрашнем дне. Лишь иногда попросят походить на задних лапках, это не сложно, ведь за это дадут вкусную косточку! Образы собак резко противопоставлены друг другу. Пес Барбос символизирует человека-трудягу, который своим честным трудом пытается добиться хотя бы уважения, не говоря уже о признании и похвале. А Жужу показывает нам человека-хамелеона, который умеет приспосабливаться к окружающим людям, быть таким, каким его хотят видеть. Но благосклонность хозяина не вечна. В один миг Барбос и Жужу могут поменяться местами, хотя это маловероятно. За любую мелкую шалость болонка может быть изгнана из дома опять на улицу, а Барбоса начнут кормить хорошо и, может быть, позволят ночевать у печки.

Мораль

Мораль звучит так: «Как счастье многие находят /Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!». Автор намекает, что не нужно брать пример с довольной и праздной болонки. Ведь ее жизнь бессмысленна, она не приносит пользы никому. Честный же труд приносит больше пользы, он ценится выше, хотя и не всегда сопровождается достойной наградой. Артистизм приносит много пользы и выгоды своему обладателю, но следует выбирать жизненный путь по своим способностям и стараться их лишь развивать в лучшую сторону. Подхалимы есть и будут во все времена, но слава их недолговечна.  Когда как  жизнь по законам совести вывела в свет немало гениев!

Вариант №2

Написана была в 1823 году. К тому времени немало басен автора ушли в народ и стали уже популярными. Размер произведения - разностопный ямб. Рифмовка смежная.

Комический эффект создается за счёт варьирования длины строк, подчеркивая тем самым динамизм басни. Сюжет басни построен на диалоге двух собак: пса по имени Барбос и болонки Жужу.

Когда-то они голодали и бегали по помойкам. Теперь же все поменялось. Жужутка (парентеза) теперь служит богатым хозяевам и живёт в престижном доме, а пёс Барбос так и ведёт уличную жизнь.

Жужу видит со стороны перемены, которые произошли с ним. Вопрос Барбоса «Чем служишь ты?» болонка восприняла как вопрос «Ну как живётся тебе?».

Выслушав ответ, пёс задаёт его второй раз, и получает ответ, который в будущем стал крылатой фразой: «В случай попал» — что означает обрести покровителя, угодить кому-то и за это получить награды поощрения.

На аналогичный вопрос, но уже заданный болонкой псу, он отвечает: «Хвост плетью опустя и свой повеся нос…» (идиомы, перечисленные градации).

Понятно же, что болонка никак не сможет нести службу Барбоса. Да и он навряд ли смог бы заменить собачонку на «мягкой пуховой подушке» (здесь применена тавтология для подчёркивания изнеженности).

Барбос до слёз радуется за болонку. Он и сам был бы не прочь получить такие привилегии от хозяев, но не за «ходьбу на задних лапах», а за свою службу.

Какова мораль басни?

Люди не должны, как та болонка, быть подхалимами и получать звания, почести, привилегии лишь за то, что перед кем-то «стоят на задних лапах», «положив язык на плечо».

Такие люди готовы принять и терпеть что угодно: унижения, побои, выполнять те действия, которые не они должны делать, а кто-то другой. Но если им пообещали за это какое-то вознаграждение, они, стиснув зубы выполнят то, что их заставляют сделать, лишь бы получить желаемое.

Они жертвуют достоинством и самоуважением, принимают унижения от тех, кто выше по статусу, и богаче их.

Этой басней А.Крылов в большей степени старался высмеять тех, кто быстро и без проблем, продвигается по службе (по карьерной лестнице), благодаря лизоблюдству и низкопоклонству.

К счастью, не все люди меркантильны, двуличны и не имеют гордости, это радует. Благодаря этой замечательной басне, ещё одна крылатая фраза ходит в народе и по сей день: «ходить на задних лапах».

Педагоги и писатели интерпретируют смысл басни по-разному, но суть остаётся той же.

Две собаки

Две собаки
Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Как я провел лето в лагере

    Я знал, что отправлюсь на отдых в лагерь еще задолго до начала каникул. Помню, мама подошла ко мне вечером и сказала, что она уже купила мне путевку. Я был так рад! Я зачеркивал каждый день в календаре, ожидая моей поездки.

  • Сочинение Москва - мой город

    Москва – это город в котором я родилась, живу на данный момент и то место, где я хочу остаться до конца моей жизни. В этом городе живет моя семья и близкие мне люди, которые привязаны к столице России, так же сильно, как и я. Но я знакома с людьми,

  • Прошлое, настоящее, будущее в пьесе Вишнёвый сад сочинение

    Всех героев пьесы «Вишневый сад, можно условно, разделить на три группы. К первой относятся Любовь Андреевна Раевская, ее брат Леонид Андреевич Гаев и их слуга, старый лакей Фирс. Раевская и Гаев – разорившиеся дворяне, которые не могут

  • Чацкий - победитель или побежденный сочинение-рассуждение 9 класс

    Его возлюбленная предпочла ему другого, более скромного и непременно услужливого героя Молчалина. Ведь обладающий услужливостью герой всегда будет принят высшим обществом. Чацкий же таким качеством не обладал, и как следствие из высшего общества

  • Сочинение по картине Портрет А.П. Струйской Рокотова 9 класс

    Федор Степанович Рокотов родился в 1735 году в княжеском имении, его рождение покрыто тайной, ведь являлся художник вольно рожденным. Какое-то время ходили слухи что он незаконнорожденный, но вслух этого никто не говорил.

  • Сочинение Пожарный моя будущая профессия

    Даже маленький ребёнок знает о важности профессии пожарного. Родители с самого детства рассказывают малышам о правилах как весть себя с огнём и приборами, который его вызывают